МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу Основы психологии «Я – Лидер: стратегии успеха» для 10-11 класса 2023-2024 учебный год Составитель: Сутягина О.Г., педагог-психолог п. Троицкий 2023 г Пояснительная записка. Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству, немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись. Лорд Слим Программа развития лидерских качеств обучающихся «Я – лидер: стратегии успеха» разработана для обучающихся 10-х и 11-х классов. Этот период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый старшеклассник имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить необходимые для этого компетенции. А также укрепить адекватную самооценку, научиться навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие индивидуальности обучающихся, творческого и личностного потенциала, формирование готовности к продуктивной деятельности и профессиональному самоопределению. Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени. Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей. Курс основан на знании психологии, как науки. Преподавание психологии предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляциии, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни. При составлении программы “Я – Лидер!” использованы теоретические и практические материалы известных психологов: Н.Р. Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В. Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и др. В ее основе нет типовой программы. Данная программа рассчитана на группу детей старшего школьного возраста (15 – 17 лет). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа расчитана на 2 года обучения. Останавливаясь на этом возрастном этапе, мы исходим из того, что имеем дело уже почти со взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом. При составлении программы учитывались особенности возраста, особенности возрастных трудностей. И хотя программа имеет название «Я-Лидер», но она состоит из нескольких связанных частей: «Основы психологии». «Психология общения», «Лидерские качества», «Профориентация». Кроме того, учитывая то, что учащиеся 10 класса в начале года испытывают адаптационный период, несколько занятий направлены на адаптацию десятиклассников к старшей ступени обучения. В 11 классе включены темы, имеющие цель снижение тревоги перед сдачей ЕГЭ. Цели и задачи программы: Цель программы: Развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских способностей, формирование активной гражданской позиции Задачи программы: 1. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе. 2. Развивать способность к реализации социально-ориентированной, общественнополезной деятельности. 3. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности; организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении личностно и социально значимых проблем Место предмета в учебном плане Объем программы: Объем программы составляет: 1 час в неделю 10 класс -34 часа; 11 класс – 32 часа. Планируемые результаты обучения по дисциплине Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов: Ученик по окончании первого года обучения получит возможность научиться владеть: Личностными компетенциями - осознавать гражданскую идентичность; - побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели; - уметь подводить итоги, анализировать; - понимать ценность своей активности; - уметь сконцентрироваться, мобилизоваться; - проявлять гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации; - уметь публично выступать; - реализовать себя в качестве лидера ; - проявлять уважительное отношение ко всем участникам коллектива; - способствовать созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе, уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым; - положительно оценивать свои творческие возможности; - понимать общественную деятельность как личностно значимую. Метапредметными компетенциями: - активно участвовать в мероприятиях; - применять организаторские способности; - адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; -уметь договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь общаться и взаимодействовать - оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий, - представлять результаты собственной творческой деятельности через участие в волонтѐрских акциях, работу в качестве вожатого; -проявлять толерантность, тактичность. Предметными компетенциями: знать: - основы психологии общения; - качества лидера, - способы организаторской деятельности; Предметные компетенции: знать: - способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость); - важные качества лидера Система и нормы оценки ПОЛОЖЕНИЕ о системах оценивания и нормах оценок по предметам УТВЕРЖДЕНО приказом по МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Календарно-тематический план на 2023– 2024 учебный год по курсу «Основы психологии. Я - Лидер» 10 класс № 1 2 34 часы Тема урока Знакомство 1 с курсом «Основы психологии «Я – Лидер: стратегии успеха» Тип урока, его форма Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. Значение и задачи психологии как науки. Психическ ие процессы. Психологи я как наука, психика, отрасли психологии Методы психологии . Внимание (теория) Урок усвоения новых знаний. Беседа Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий 1 2 Память Практика Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: Цели и задачи курса Уметь: Подведение итогов урока (Что запомнилось больше всего, что было наиболее полезно, интересно) Знать: Зачем нужно изучать психологию. Что изучает психология Уметь: Подведение итогов урока (Что запомнилось больше всего, что было наиболее полезно, интересно) Познакомить учащихся с понятиями «познавательные процессы» Обучить приёмам развития внимания Знать: Что такое познавательные процессы Определение «внимание» Виды внимания Уметь: - применять способы развития внимания Познакомить учащихся с видами памяти и механизмами запоминания. Предоставить возможность выявлять индивидуальные особенности своей памяти. Знать: - определение «памяти» Виды памяти Условия, влияющие на запоминание Уметь: Способы лучшего запоминания Упражнения на развитие внимания Практика 56 Урок усвоения новых знаний. Беседа Урок усвоения новых знаний. Беседа с выполнением практических заданий Элементы содержания Познакомить учащихся с ролью психологии как науки, историей её возникновения, отраслями психологии Познакомить учащихся с познавательными процессами 2 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Упражнения на развитие памяти 7 Мышление 8 9 10 11 Тренинг Тренинг Темпераме нт 12 Характер «Мой характер глазами одноклассн иков» Урок усвоения Представление о Знать: новых знаний. различных Что такое мышление Рассказ процессах и Виды мышления учителя с операциях Пути развития и активизации мышления выполнением мышления Уметь: практических Приёмы развития логического мышления заданий Психологическое сопровождение адаптационного периода в 10 классе Психологическое сопровождение адаптационного периода в 10 классе 2 -Урок Познакомить Проявление темперамента в разных сферах психики усвоения учащихся с Учение о типах нервной системы новых знаний. понятием Самоанализ с помощью определения своего типа Рассказ «Темперамент» нервной системы и типа темперамента учителя с выполнением Научить работе практических по определению заданий типа -Практическая темперамента работа по определению своего темперамента 1 Урок усвоения Представление о Знать что такое характер, отличительные особенности новых знаний. характере, от темперамента Рассказ качествах. учителя с выполнением практических заданий 1 Практическая работа 13 14 15 Способност и 1 Лидер. Отличитель ные черты лидера от руководите ля 1 Развитие лидерских качеств. Командооб разование 1 Отрабатотка полученных знаний Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Представление о способностях Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Познакомить учащихся с понятием лидер. Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Познакомить учащихся с понятием командообразова ние Знать о том, что такое способности. Уметь определять свои способности (диагностика) Уметь отличать лидера от руководителя Знать: Зачем нужно развивать лидерские качества. Владеть навыками командообразования. Уметь: Подведение итогов урока (Что запомнилось больше всего, что было наиболее полезно, интересно) Этика и культура взаимоотно шений лидера и команды 1 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Познакомить учащихся понятием Формирова ние команды. Лидер и его команда 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа Психодинамичес кие особенности личности 18 Общение. 1 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Особенности черт характера 19 Виды и функции общения. Конфликты и пути их разрешения Как стать отличным собеседник ом 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа Структура функции самопознания 1 Значение самоуважения, чувства собственного достоинства для жизнедеятельнос ти человека Уметь: Пути формирования адекватной самооценки 21 Барьеры общения 1 Уроки применения новых знаний, умений и навыков. Защита мини – проектов учащихся Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа Знать: Что мешает полноценному общению Уметь: Развивать навыки преодоления барьеров в общении 22 Позиции в общении 1 Представление о барьерах в общении, основные психологические феномены, препятствующие эффективному общению Основы теории Э. Берна об эго – состояниях личности 23 Манипулир ование 1 Раскрыть один из видов неконструктивно го общения Знать: Что такое манипулирование Причины манипулирования Уметь: Распознавать и противостоять манипулированию со стороны других людей 16 17 20 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы с Знать: Что такое этика и культура взаимоотношений лидера и команды Уметь: Подведение итогов урока (Что запомнилось больше всего, что было наиболее полезно, интересно) Знать: Зачем нужно уметь формировать команду Владеть навыками командообразования. Уметь: Подведение итогов урока (Что запомнилось больше всего, что было наиболее полезно, интересно) Знать: Что такое характер человека Связь характера и темперамента Уметь: Преобразовывать свой характер в желательную для себя сторону и Знать: Процесс самосознания и «Я – образ» Знать: Различные состояния «Я» Эго – состояние «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» Уметь: Раскрыть преимущества и недостатки разных позиций в общении 24 Приёмы и расположе ние к себе. Самопрезе нтация. 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа Конфликт. Стили разрешения конфликто в 1 26 Управлени е конфликто м 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа 27 Эмоции и чувства 1 28 Дружба 1 Уроки усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий Урок усвоения новых знаний навыков и умений. Деловая игра 25 29 30 Любовь Экология любви 1 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа Уроки применения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий Уроки применения новых знаний, умений и навыков. Защита мини – проектов учащихся Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов и других знаков внимания Познакомить учащихся с понятием «конфликт»; дать представление о различных стилях разрешения конфликта Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом, роль эмоций в динамике конфликта Важность эмоциональной регуляции жизнедеятельнос ти человека Знать: Знаки внимания Комплименты Раскрытие феномена «Дружба» Знать: Что такое дружба Особенности юношеской дружбы Факторы влияющие на зарождения дружбы Уметь: Развивать навыки конструктивного поведения дружеских отношениях Знать: Любовь в жизни человека Разные стороны чувства любви Уникальность переживания чувства любви каждым человеком О «подводных камнях», которые встречаются в отношениях влюблённых людей Уметь: Развить навыки использования знаков внимания, эффективной самопрезентации. Знать: Что такое конфликт Основные стили разрешения конфликтов Уметь: Углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте Знать: Динамика конфликта Конструктивное разрешение конфликтов Уметь: Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций Знать: Понятия «эмоциональная сфера личности, чувств, эмоций Уметь: Индицировать эмоциональное состояние других людей в Уметь: Представление о различных видах любви Уметь: Различать проявление деструктивных тенденций и насилия в близких отношениях 31 32 33 34 Стресс Обобщение изученного в 10 классе 2 2 Уроки обобщения и систематизаци и новых знаний. Решение ситуационных задач Урокипрактикумы ИТОГО: 34 часа (1 раз в неделю) Влияние стресса и дистресса на организм и психику человека Знать: Что такое стресс Стресс и дистресс Фазы развития стресса Уметь: Вырабатать адаптивную стрессовых ситуациях стратегию поведения в Календарно-тематический план на 2021 – 2022 учебный год по курсу «Психология общения» 11 класс часы Тема урока Ораторское 1 искусство. Тип урока, его форма Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. «Что мешает открытому общению?» Механизмы межличнос тного восприятия 1 Урок дискуссия - Проверка пройденного материала в форме игры 1 Урок применение новых знаний, умений и навыков. Практическ5ая работа Познакомить с основными феноменами межличностного восприятия 56 Психологи ческие защиты 2 Представление о механизмах психологических защит Знать: Что такое «Психологические защиты» Уметь: Функции и роли в поведении человека 7 Барьеры общения 1 Урок применения новых знаний, умений и навыков. Практическая работа Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа Знать: Что мешает полноценному общению Уметь: Развивать навыки преодоления барьеров в общении 8 Конструкти вное общение. Контроль эмоций 2 Урок усвоения навыков и умений. Семинар Практическая работа Представление о барьерах в общении, основные психологические феномены, препятствующие эффективному общению Рассмотреть приёмы управления своими эмоциями 9 Активное и пассивное слушание 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа 10 Приёмы и расположе ние к себе. Самопрезе нтация. 2 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа № 12 3 4 Элементы содержания Значение понятия «ораторское искусство» Раскрыть важность умения слушать для эффективного общения; познакомить учащихся с видами слушания, техниками активного слушания Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов и других знаков внимания Требования к уровню подготовки учащихся (результат) Знать: Знакомство с понятием, требованиями к оратору Уметь: Распознавать и противостоять манипулированию со стороны других людей Знать: Роль первого впечатления Эффект Ошибки превосходства Уметь: Развивать способность более глубокого понимания влияния этих механизмов на процесс общения Знать: Способы снижения эмоциональной напряженности. Уметь: Развивать способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации Знать: Виды слушания Уметь: Развить навыки эмпатического слушания Знать: Знаки внимания Комплименты Уметь: Развить навыки использования знаков внимания, эффективной самопрезентации. 11 Конфликт. Стили разрешения конфликто в 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа 12 Управлени е конфликто м 1 Урок усвоения навыков и умений. Практическая работа 13 14 Психологи ческие аспекты семейных отношений 2 Уроки применения новых знаний, умений и навыков. 15 16 Функции семьи. Стили семейного воспитания 2 Уроки усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий 16 Интимные отношения 1 18 Социально психологич еские особенност и взаимодейс твия людей в малой группе. Конформиз м 1 Уроки применения новых знаний, умений и навыков. Уроки обобщения и систематизаци и новых знаний. Решение ситуационных задач Познакомить учащихся с понятием «конфликт»; дать представление о различных стилях разрешения конфликта Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом, роль эмоций в динамике конфликта Рассмотреть некоторые из проблем, возникающих на ранних этапах существования семьи, проанализировать факторы, влияющие на стабильность брака Познакомить учащихся с функциями семьи, более детально остановиться на воспитательной функции; изучить стили гармоничного и негармоничного воспитания; дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания Повысить уровень культуры учащихся в сфере интимных отношений Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы», феноменом группового давления, понятием «конформизм», с причинами высокого уровня конформности Знать: Что такое конфликт Основные стили разрешения конфликтов Уметь: Углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для поведения в конфликте Знать: Динамика конфликта Конструктивное разрешение конфликтов Уметь: Развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций Уметь: методы конструктивного разрешения семейных конфликтов Знать: Значение гармоничных отношений в браке Функции семьи Уметь: понимание собственных ожиданий от брака Знать: Роль интимных отношений в жизни человека Норма и патология Знать: Групповые нормы Конформизм Уметь: развить навыки отстаивания своей позиции в группе 19 Развитие навыков уверенного отказа 1 Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач Дать учащимся рекомендации, направленные на развитие способности противостоять давлению сверстников, умения сказать «нет»; Знать: Почему не всегда удается сказать «нет»? Право на отказ Уметь: сформировать навыки уверенного отказа Экзамен. Психологи ческие аспекты 1 Уроки обобщения и систематизаци и знаний. Познакомить учащихся с приемами, позволяющими более успешно построить свой ответ на экзамене Урок игра Формирование общей готовности к самоопределению, * активизация проблемы выбора профессии; выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширение представлений о мире профессий и их особенностях Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии; познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям (профессионально важные качества); дать общую информацию о высших учебных заведениях, рынке труда Знать: Стратегии построения ответа на экзамене Приемы самонастройки и аутотренинга Уметь: навыки преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена Профориентационная игра «Подарок» 20 25 26 27 Профессио 1 нальное самоопреде 28 ление 29 30 Проектиро вание профессион ального жизненного пути 31 32 Тренинги на коммуника цию 1 Уроки обобщения и систематизаци и знаний. Уметь: навыки использования алгоритма принятия решений ЛИТЕРАТУРА Список рекомендуемой литературы для учащихся 1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000. 2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. 3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997. 4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986. 5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983. 6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001. 7. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007. 8. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002. 9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997. 10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002. 11. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999. 12. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997. 13. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002. 14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989. 15. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000. 16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998. 17. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989. Литература для учителя 1. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 – 11 классы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 2. 3. 4. 5. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1 Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9 Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997 Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)