Приложение3_РП Я Лидер 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Основы психологии «Я – Лидер: стратегии успеха»
для 10-11 класса
2023-2024 учебный год

Составитель:
Сутягина О.Г., педагог-психолог

п. Троицкий

2023 г

Пояснительная записка.
Нет такого человека, который не смог бы значительно развить свои способности к лидерству,
немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.
Лорд Слим
Программа развития лидерских качеств обучающихся «Я – лидер: стратегии
успеха» разработана для обучающихся 10-х и 11-х классов. Этот период отличается активным
формированием личности, поиска себя и своего места в жизни, определения своих
склонностей и способностей, в связи с этим данную программу мы направили на то, чтобы
каждый старшеклассник имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и
развить необходимые для этого компетенции. А также укрепить адекватную самооценку,
научиться навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно принимать решения, брать на себя
ответственность за их осуществление, уметь правильно выстраивать взаимодействие с
окружающими людьми и работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие
индивидуальности обучающихся, творческого и личностного потенциала, формирование
готовности к продуктивной деятельности и профессиональному самоопределению.
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной
деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим
мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен
соответствовать требованиям времени.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой
людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера
отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а
подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности
вести за собой людей.
Курс основан на знании психологии, как науки. Преподавание психологии предполагает
сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем
самосознания, личностной самореализации и саморегуляциии, интеллектуальной и
личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные
ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей,
способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со
сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между
людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.
При составлении программы “Я – Лидер!” использованы теоретические и практические
материалы известных психологов:
Н.Р. Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В. Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и др.
В ее основе нет типовой программы. Данная программа рассчитана на группу детей старшего
школьного возраста (15 – 17 лет). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа расчитана
на 2 года обучения.

Останавливаясь на этом возрастном этапе, мы исходим из того, что имеем дело уже почти со
взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей,
ответственности, способы деятельности и поведение, имеет сложившиеся или
складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.
При составлении программы учитывались особенности возраста, особенности возрастных
трудностей. И хотя программа имеет название «Я-Лидер», но она состоит из нескольких связанных
частей: «Основы психологии». «Психология общения», «Лидерские качества», «Профориентация».
Кроме того, учитывая то, что учащиеся 10 класса в начале года испытывают адаптационный период,
несколько занятий направлены на адаптацию десятиклассников к старшей ступени обучения. В 11
классе включены темы, имеющие цель снижение тревоги перед сдачей ЕГЭ.

Цели и задачи программы:
Цель программы: Развитие у обучающихся лидерских качеств и организаторских
способностей, формирование активной гражданской позиции
Задачи программы:
1. Сформировать у обучающихся лидерские, коммуникативные и социальные
компетенции, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе.
2. Развивать способность к реализации социально-ориентированной, общественнополезной деятельности.
3. Развивать навыки самостоятельного принятия решения и ответственности;
организации и осуществления сотрудничества со сверстниками в решении личностно и
социально значимых проблем
Место предмета в учебном плане
Объем программы:
Объем программы составляет: 1 час в неделю
10 класс -34 часа; 11 класс – 32 часа.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Процесс изучения дисциплины направлен на получение следующих результатов:
Ученик по окончании первого года обучения получит возможность научиться владеть:
Личностными компетенциями
- осознавать гражданскую идентичность;
- побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
- уметь подводить итоги, анализировать;

- понимать ценность своей активности;
- уметь сконцентрироваться, мобилизоваться;
- проявлять гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от
ситуации;
- уметь публично выступать;
- реализовать себя в качестве лидера ;
- проявлять уважительное отношение ко всем участникам коллектива;
- способствовать созданию атмосферы сотрудничества и взаимопомощи в коллективе,
уважительно относится к младшим, сверстникам и взрослым;
- положительно оценивать свои творческие возможности;
- понимать общественную деятельность как личностно значимую.
Метапредметными компетенциями:
- активно участвовать в мероприятиях;
- применять организаторские способности;
- адекватно вести себя в различных социальных ситуациях;
-уметь договариваться в конфликтной ситуации и приходить к общему решению в
совместной деятельности;
- уметь общаться и взаимодействовать
- оказывать помощь в организации и проведении культурно-массовых мероприятий,
- представлять результаты собственной творческой деятельности через участие в
волонтѐрских акциях, работу в качестве вожатого;
-проявлять толерантность, тактичность.
Предметными компетенциями:
знать:
- основы психологии общения;
- качества лидера,
- способы организаторской деятельности;
Предметные компетенции: знать:
- способы коммуникативного общения (дружелюбие, отзывчивость);
- важные качества лидера
Система и нормы оценки
ПОЛОЖЕНИЕ
о системах оценивания и нормах оценок по предметам
УТВЕРЖДЕНО
приказом по МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

Календарно-тематический план на 2023– 2024 учебный год
по курсу «Основы психологии. Я - Лидер» 10 класс
№
1

2

34

часы
Тема
урока
Знакомство
1
с курсом
«Основы
психологии
«Я –
Лидер:
стратегии
успеха»

Тип урока,
его форма
Урок усвоения
новых знаний.
Лекция
с
элементами
беседы.

Значение и
задачи
психологии
как науки.
Психическ
ие
процессы.
Психологи
я как наука,
психика,
отрасли
психологии
Методы
психологии
.
Внимание
(теория)

Урок усвоения
новых знаний.
Беседа
Урок усвоения
новых знаний.
Беседа
с
выполнением
практических
заданий

1

2

Память

Практика

Требования к уровню подготовки учащихся
(результат)
Знать:
Цели и задачи курса
Уметь:
Подведение итогов урока (Что запомнилось больше
всего, что было наиболее полезно, интересно)

Знать:
Зачем нужно изучать психологию.
Что изучает психология
Уметь:
Подведение итогов урока (Что запомнилось больше
всего, что было наиболее полезно, интересно)

Познакомить
учащихся
с
понятиями
«познавательные
процессы»
Обучить приёмам
развития
внимания

Знать:
Что такое познавательные процессы
Определение «внимание»
Виды внимания
Уметь:
- применять способы развития внимания

Познакомить
учащихся
с
видами памяти и
механизмами
запоминания.
Предоставить
возможность
выявлять
индивидуальные
особенности
своей памяти.

Знать:
- определение «памяти»
Виды памяти
Условия, влияющие на запоминание
Уметь:
Способы лучшего запоминания

Упражнения на
развитие
внимания

Практика

56

Урок усвоения
новых знаний.
Беседа
Урок усвоения
новых знаний.
Беседа
с
выполнением
практических
заданий

Элементы
содержания
Познакомить
учащихся
с
ролью
психологии как
науки, историей
её
возникновения,
отраслями
психологии
Познакомить
учащихся
с
познавательными
процессами

2

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя
с
выполнением
практических
заданий

Упражнения на
развитие
памяти

7

Мышление

8
9
10
11

Тренинг
Тренинг
Темпераме
нт

12

Характер
«Мой
характер
глазами
одноклассн
иков»

Урок усвоения Представление о Знать:
новых знаний.
различных
Что такое мышление
Рассказ
процессах
и Виды мышления
учителя с
операциях
Пути развития и активизации мышления
выполнением
мышления
Уметь:
практических
Приёмы развития логического мышления
заданий
Психологическое сопровождение адаптационного периода в 10 классе
Психологическое сопровождение адаптационного периода в 10 классе
2
-Урок
Познакомить
Проявление темперамента в разных сферах психики
усвоения
учащихся
с Учение о типах нервной системы
новых знаний.
понятием
Самоанализ с помощью определения своего типа
Рассказ
«Темперамент»
нервной системы и типа темперамента
учителя с
выполнением
Научить работе
практических
по определению
заданий
типа
-Практическая темперамента
работа по
определению
своего
темперамента
1
Урок усвоения Представление о Знать что такое характер, отличительные особенности
новых знаний. характере,
от темперамента
Рассказ
качествах.
учителя
с
выполнением
практических
заданий
1

Практическая
работа

13

14

15

Способност
и

1

Лидер.
Отличитель
ные черты
лидера от
руководите
ля

1

Развитие
лидерских
качеств.
Командооб
разование

1

Отрабатотка полученных знаний

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий

Представление о
способностях

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий

Познакомить
учащихся
с
понятием лидер.

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий

Познакомить
учащихся
с
понятием
командообразова
ние

Знать о том, что такое способности.
Уметь определять свои способности (диагностика)

Уметь отличать лидера от руководителя

Знать:
Зачем нужно развивать лидерские качества.
Владеть навыками командообразования.
Уметь:
Подведение итогов урока (Что запомнилось больше
всего, что было наиболее полезно, интересно)

Этика
и
культура
взаимоотно
шений
лидера
и
команды

1

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий

Познакомить
учащихся
понятием

Формирова
ние
команды.
Лидер и его
команда

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

Психодинамичес
кие особенности
личности

18

Общение.

1

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий

Особенности
черт характера

19

Виды
и
функции
общения.
Конфликты
и пути их
разрешения
Как стать
отличным
собеседник
ом

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

Структура
функции
самопознания

1

Значение
самоуважения,
чувства
собственного
достоинства для
жизнедеятельнос
ти человека

Уметь:
Пути формирования адекватной самооценки

21

Барьеры
общения

1

Уроки
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Защита мини –
проектов
учащихся
Урок усвоения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Беседа

Знать:
Что мешает полноценному общению
Уметь:
Развивать навыки преодоления барьеров в общении

22

Позиции в
общении

1

Представление о
барьерах
в
общении,
основные
психологические
феномены,
препятствующие
эффективному
общению
Основы теории Э.
Берна об эго –
состояниях
личности

23

Манипулир
ование

1

Раскрыть один из
видов
неконструктивно
го общения

Знать:
Что такое манипулирование
Причины манипулирования
Уметь:
Распознавать и противостоять манипулированию со
стороны других людей

16

17

20

Урок усвоения
новых знаний.
Рассказ
учителя с
выполнением
практических
заданий
Урок усвоения
новых знаний.
Лекция
с
элементами
беседы

с

Знать:
Что такое этика и культура взаимоотношений лидера и
команды
Уметь:
Подведение итогов урока (Что запомнилось больше
всего, что было наиболее полезно, интересно)

Знать:
Зачем нужно уметь формировать команду
Владеть навыками командообразования.
Уметь:
Подведение итогов урока (Что запомнилось больше
всего, что было наиболее полезно, интересно)
Знать:
Что такое характер человека
Связь характера и темперамента
Уметь:
Преобразовывать свой характер в желательную для себя
сторону

и

Знать:
Процесс самосознания и «Я – образ»

Знать:
Различные состояния «Я»
Эго – состояние «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок»
Уметь:
Раскрыть преимущества и недостатки разных позиций в
общении

24

Приёмы и
расположе
ние к себе.
Самопрезе
нтация.

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

Конфликт.
Стили
разрешения
конфликто
в

1

26

Управлени
е
конфликто
м

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

27

Эмоции и
чувства

1

28

Дружба

1

Уроки
усвоения
новых знаний,
навыков
и
умений. Беседа
с выполнением
практических
заданий
Урок усвоения
новых знаний
навыков
и
умений.
Деловая игра

25

29

30

Любовь

Экология
любви

1

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

Уроки
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Беседа
с
выполнением
практических
заданий
Уроки
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Защита мини –
проектов
учащихся

Познакомить
учащихся
с
приемами
расположения к
себе
собеседника;
изучить функции
и
конструкции
комплиментов и
других
знаков
внимания
Познакомить
учащихся
с
понятием
«конфликт»; дать
представление о
различных
стилях
разрешения
конфликта
Рассмотреть
способы
конструктивного
поведения
в
конфликте,
методы
управления
конфликтом,
роль эмоций в
динамике
конфликта
Важность
эмоциональной
регуляции
жизнедеятельнос
ти человека

Знать:
Знаки внимания
Комплименты

Раскрытие
феномена
«Дружба»

Знать:
Что такое дружба
Особенности юношеской дружбы
Факторы влияющие на зарождения дружбы
Уметь:
Развивать навыки конструктивного поведения
дружеских отношениях
Знать:
Любовь в жизни человека
Разные стороны чувства любви

Уникальность
переживания
чувства
любви
каждым
человеком

О
«подводных
камнях», которые
встречаются
в
отношениях
влюблённых
людей

Уметь:
Развить навыки использования знаков внимания,
эффективной самопрезентации.

Знать:
Что
такое конфликт
Основные стили разрешения конфликтов
Уметь:
Углубить самопонимание путем выявления своего
собственного стиля, характерного для поведения в
конфликте
Знать:
Динамика конфликта
Конструктивное разрешение конфликтов
Уметь:
Развить навыки творческого разрешения конфликтных
ситуаций

Знать:
Понятия «эмоциональная сфера личности, чувств,
эмоций
Уметь:
Индицировать эмоциональное состояние других людей

в

Уметь:
Представление о различных видах любви

Уметь:
Различать проявление деструктивных тенденций и
насилия в близких отношениях

31
32

33
34

Стресс

Обобщение
изученного
в 10 классе

2

2

Уроки
обобщения и
систематизаци
и
новых
знаний.
Решение
ситуационных
задач
Урокипрактикумы

ИТОГО: 34 часа (1 раз в неделю)

Влияние стресса
и дистресса на
организм
и
психику человека

Знать:
Что такое стресс
Стресс и дистресс
Фазы развития стресса
Уметь:
Вырабатать адаптивную
стрессовых ситуациях

стратегию

поведения

в

Календарно-тематический план на 2021 – 2022 учебный год
по курсу «Психология общения» 11 класс
часы
Тема
урока
Ораторское
1
искусство.

Тип урока,
его форма
Урок усвоения
новых знаний.
Лекция
с
элементами
беседы.

«Что
мешает
открытому
общению?»
Механизмы
межличнос
тного
восприятия

1

Урок
дискуссия

-

Проверка пройденного
материала в форме игры

1

Урок
применение
новых знаний,
умений
и
навыков.
Практическ5ая
работа

Познакомить
с
основными феноменами
межличностного
восприятия

56

Психологи
ческие
защиты

2

Представление
о
механизмах
психологических защит

Знать:
Что
такое
«Психологические
защиты»
Уметь:
Функции и роли в поведении
человека

7

Барьеры
общения

1

Урок
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Практическая
работа
Урок усвоения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Беседа

Знать:
Что мешает полноценному общению
Уметь:
Развивать
навыки
преодоления
барьеров в общении

8

Конструкти
вное
общение.
Контроль
эмоций

2

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Семинар
Практическая
работа

Представление
о
барьерах в общении,
основные
психологические
феномены,
препятствующие
эффективному
общению
Рассмотреть
приёмы
управления
своими
эмоциями

9

Активное и
пассивное
слушание

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

10

Приёмы и
расположе
ние к себе.
Самопрезе
нтация.

2

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

№
12

3

4

Элементы содержания
Значение
понятия
«ораторское искусство»

Раскрыть
важность
умения слушать для
эффективного общения;
познакомить учащихся
с видами слушания,
техниками
активного
слушания
Познакомить учащихся
с
приемами
расположения к себе
собеседника;
изучить
функции и конструкции
комплиментов и других
знаков внимания

Требования к уровню подготовки
учащихся (результат)
Знать:
Знакомство
с
понятием,
требованиями к оратору

Уметь:
Распознавать
и
противостоять
манипулированию
со
стороны
других людей
Знать:
Роль первого впечатления
Эффект
Ошибки превосходства
Уметь:
Развивать
способность
более
глубокого понимания влияния этих
механизмов на процесс общения

Знать:
Способы снижения эмоциональной
напряженности.
Уметь:
Развивать способность к выработке
собственных способов эффективной
коммуникации
Знать:
Виды слушания
Уметь:
Развить
навыки
эмпатического
слушания
Знать:
Знаки внимания
Комплименты
Уметь:
Развить
навыки
использования
знаков внимания, эффективной

самопрезентации.

11

Конфликт.
Стили
разрешения
конфликто
в

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

12

Управлени
е
конфликто
м

1

Урок усвоения
навыков
и
умений.
Практическая
работа

13
14

Психологи
ческие
аспекты
семейных
отношений

2

Уроки
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.

15
16

Функции
семьи.
Стили
семейного
воспитания

2

Уроки
усвоения
новых знаний,
навыков
и
умений. Беседа
с выполнением
практических
заданий

16

Интимные
отношения

1

18

Социально
психологич
еские
особенност
и
взаимодейс
твия людей
в малой
группе.
Конформиз
м

1

Уроки
применения
новых знаний,
умений
и
навыков.
Уроки
обобщения и
систематизаци
и
новых
знаний.
Решение
ситуационных
задач

Познакомить учащихся
с понятием «конфликт»;
дать представление о
различных
стилях
разрешения конфликта

Рассмотреть
способы
конструктивного
поведения в конфликте,
методы
управления
конфликтом,
роль
эмоций в динамике
конфликта
Рассмотреть некоторые
из
проблем,
возникающих на ранних
этапах существования
семьи,
проанализировать
факторы, влияющие на
стабильность брака
Познакомить учащихся
с функциями семьи,
более
детально
остановиться
на
воспитательной
функции; изучить стили
гармоничного
и
негармоничного
воспитания;
дать
представление
о
психологических
проблемах родителей в
семьях
с
негармоничным стилем
воспитания
Повысить
уровень
культуры учащихся в
сфере
интимных
отношений
Познакомить учащихся
с понятием «групповые
нормы»,
феноменом
группового давления,
понятием
«конформизм»,
с
причинами
высокого
уровня конформности

Знать:
Что
такое конфликт
Основные
стили
разрешения
конфликтов
Уметь:
Углубить самопонимание путем
выявления своего собственного
стиля, характерного для поведения в
конфликте
Знать:
Динамика конфликта
Конструктивное
разрешение
конфликтов
Уметь:
Развить
навыки
творческого
разрешения конфликтных ситуаций
Уметь:
методы
конструктивного
разрешения семейных конфликтов

Знать:
Значение гармоничных отношений в
браке
Функции семьи
Уметь:
понимание собственных ожиданий
от брака

Знать:
Роль интимных отношений в жизни
человека
Норма и патология
Знать:
Групповые нормы
Конформизм
Уметь:
развить навыки отстаивания своей
позиции в группе

19

Развитие
навыков
уверенного
отказа

1

Урок усвоения
новых знаний.
Беседа
с
решением
ситуационных
задач

Дать
учащимся
рекомендации,
направленные
на
развитие способности
противостоять
давлению сверстников,
умения сказать «нет»;

Знать:
Почему не всегда удается сказать
«нет»?
Право на отказ
Уметь:
сформировать навыки уверенного
отказа

Экзамен.
Психологи
ческие
аспекты

1

Уроки
обобщения и
систематизаци
и знаний.

Познакомить учащихся
с
приемами,
позволяющими более
успешно
построить
свой ответ на экзамене

Урок игра

Формирование общей
готовности
к
самоопределению,
*
активизация проблемы
выбора
профессии;
выявление
профессиональных
интересов
и
склонностей учащихся;
расширение представлений
о
мире
профессий
и
их
особенностях
Дать
учащимся
представление
об
основах
стратегии
выбора
профессии,
различных факторах,
которые нужно учесть
при выборе профессии;
познакомить учащихся
с
требованиями,
предъявляемыми
к
различным профессиям
(профессионально
важные качества); дать
общую информацию о
высших
учебных
заведениях,
рынке
труда

Знать:
Стратегии построения ответа на
экзамене
Приемы
самонастройки
и
аутотренинга
Уметь:
навыки преодоления тревоги и
волнения в условиях экзамена
Профориентационная
игра
«Подарок»

20
25

26

27 Профессио 1
нальное
самоопреде
28
ление

29
30

Проектиро
вание
профессион
ального
жизненного
пути

31
32

Тренинги
на
коммуника
цию

1

Уроки
обобщения и
систематизаци
и знаний.

Уметь:
навыки использования алгоритма
принятия решений

ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений.
Люди, которые играют в игры:
психология человеческой судьбы. – М., 1997.

4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
7. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
8. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
9. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
10. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.,
2002.

11. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
12. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
13. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
15. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора, 2000.
16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998. 17. Формирование
личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
Литература для учителя

1. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 – 11 классы /
Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального
института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

2.
3.
4.
5.

Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1
Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9
Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997
Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».