МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62» ______________________ Е.В. Мусиенко Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Решение лингвистических задач» для обучающихся 9 класса п. Троицкий 2024 Рабочая программа учебного курса «Решение лингвистических задач» для 9 класса составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой основного общего образования. Планируемые результаты Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности). Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе. Учащиеся научатся: - выполнять информационную обработку текста; - выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное; - отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи информации; - правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение); - строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи; - аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст; - уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию; - владеть навыками самопроверки и самоконтроля. -проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю, функционально- смысловому типу речи, средств выразительности; -применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учётом ситуации и сферы общения. -адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой функциональной разновидности языка; -владеть навыками различных видов чтения; - владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; -владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями. -создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка; -совершенствовать и редактировать тексты; -соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета. - адекватно понимать и интерпретировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; -владеть различными видами аудирования ( с полным пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей языка; - владеть навыками информационной переработки прослушанного текста. -создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и определённой функциональной разновидности языка; - создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной, научной и художественной литературы); -соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета. Учащиеся получат возможность научиться: -извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. -анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата. -аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта; -понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять; -писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты; -понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь их объяснять. -понимать скрытую информацию публицистического характера ( в том числе текстов СМИ) анализировать и комментировать её в устной форме. -участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, соблюдая норы учебно-научного общения; -понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их объяснять Содержание курса Курс состоит из введения и 4 модулей. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности. Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА. 1модуль. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию). 2 модуль. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному использованию и созданию сжатого изложения). 3 модуль. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы). 4 модуль. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки). Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам). На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.) К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали наибольшие затруднения у девятиклассников. Используются следующие виды деятельности: •исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста, анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка), •поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование, отбор материала для сочинения), •творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом). Тематический план № п.п. 1. 2. 3. 4. Содержание Кол-во часов Введение. Текстоведение. Способы сокращения текста. Особенности сочинения-рассуждения. 1 15 11 7 34 Итого: № 1 Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА. 1 ч. 2 3-5 6 7-8 Понятие о тексте. Признаки текста. Типы и стили текста. Комплексный анализ текста Тема текста. Основная мысль. 9 Микротема. Микротекст. Абзац. 1ч. 3ч. 1ч 2 ч. 1ч. 10-11 12 13-14 15-16 17-18 19-20 Виды и средства связи предложений в тексте Комплексный анализ текста Монолог. Диалог Контрольная работа в формате собеседования Основные требования к изложению. Виды изложений. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия текста. 2 ч. 1ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 2 ч. 21 22 23 Языковые приёмы сжатия исходного текста. Исключение. Языковой приём сжатия исходного текста. Упрощение Языковой приём сжатия исходного текста. Обобщение. 1ч. 1ч. 1 ч. 24-25 Практикум. Применение способов сжатия. 2ч 26-27 28 29-30 31 Изложение Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод. Способы введения примеров-аргументов. Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Контрольная работа Анализ работ 4. Особенности сочинениярассуждения. 3 Способы сокращения текста. 2Текстоведение. Модуль 1Введен ие Учебно-тематическое планирование 32-33 34 Темы занятий Итого Количество Часов 2ч. 1ч. . 2ч. 1 ч. 2 ч. 1ч. 34 ч.