МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. Программа патриотического воспитания «Я - часть Отечества» п. Троицкий 2023 год Пояснительная записка. В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога Правительством всегда Российской было актуальным Федерации и важным. государственная Принятая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая одну из основных задач программы развития образования необходимо создать условия для развития гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников, сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Через патриотическое воспитание сохраняются и развиваются культурные разнообразия в воспитании личности, обучающимся предоставляется возможность овладеть духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Цель и задачи Программы Цель программы - создание условий для формирования основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое воспитание школьников. Задачи: формирование у школьников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом; формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину; формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому; формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей; формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в родном языке и языках других народов; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов; познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит, географическое положение, климат, столица...), с культурой нашей страны и субъектов РФ (литература, традиции, праздники...); познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой. Содержание Программы На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей и себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования– развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности. Нормативно-правовое обеспечение программы Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Конституция Российской Федерации; - Закон Российской Федерации "Об образовании"; - Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России" - Конвенция о правах ребенка; - ФГОС НОО Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям: 1. Воспитание свободам гражданственности, патриотизма, уважения к правам, и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - Ценности: как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость. 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение старших и родителей, забота о младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально психологического), стремление к здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об воспитание). эстетических Ценности: дар идеалах и слова, ценность ценностях красоты в (эстетическое различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества. Формы реализации Программы: Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды. Основные направления гражданско-патриотического воспитания Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста. Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социальнозначимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта Содержание курса «Я - часть Отечество» № 1 2 3 4 Тема Россия – родина моя Город в котором я живу Моя семья Моя школа, мой класс Количество часов 9 часов 7 часов 5 часов 13 часов ИТОГО 34 часа Тематическое планирование программы «Я -часть Отечество» Тема занятий Родина моя – 9 часов С чего начинается Родина … Что мы знаем о своем городе, своей стране Род, родные, Родина Моя Россия Наша многонациональная страна История семьи в истории страны Символы Кол-во часов Вид деятельности, направление (предметно-информационное, ценносто-ориентированное) 1 четверть - 9 часов Конкурс стихов о Родине. Родина – страна, в которой человек 1 родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине. 1 Викторина. Достопримечательности города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. 1 Семейный праздник. Род – ряд поколений, родные – находящиеся в кровном родстве, Родина – страна, в которой человек родился. Формирование гражданского патриотизма. 1 Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ 1 КВН. Традиции, праздники, обряды народов России. 1 1 Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и классной семьи. «Поле чудес» - игра. Понятие РФ, государства Государственные праздники России Семь чудес России Год, в котором я живу -7 часов Я – мой город – мой край Славные страницы истории нашего города 23 февраля – День защитников Отечества Имена, которыми мы гордимся Дом, в котором мы живем Твори добро Поступки друзей. Моя семья – 5 часов Семья вместе – и душа на месте Уважая себя, уважай других. символы РФ. Толерантное отношение к народам России. 1 Открытое занятие для родителей. Исследовательская деятельность. Воспитание уважения к традициям народов России. Совершенствование гражданско-патриотического отношения к ценностям государства 1 Исследовательская деятельность. Уважение к памятникам архитектуры. 2 четверть - 7 часов Исследование - Город, в котором мы живем. Достопримечательности 1 города. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Исследовательская деятельность. Сохранение и развитие чувства гордости за свой народ. 1 Праздник с участием родителей. Представление о мужестве. Чувство гордости за свой народ. 1 Встреча с выдающимися людьми города. Воспитание самоуважение к себе и другим людям. 1 Конкурс на лучший проект. Исследовательская деятельность. Красота, безопасность и уют своего жилища. 1 Праздник с участием старшеклассников и родителей. Понятия: «доброта, добро, доброжелательность». 1 Мониторинг «что такое хорошо и что такое плохо». Понимание ответственности за свои поступки. 3 четверть – 10 часов Конкурс пословиц о семье. Чувство привязанности к тем местам, где 1 человек родился и вырос. 1 1 Стихи и песни о дружбе. Взаимопонимание, забота друг о друге. Понимание ответственности за свои поступки. Богатырские забавы Семья и общество Вместе весело шагать Моя школа, мой класс – 5 часов Школа – наш дом Права и обязанности школьников Традиции и обычаи школы Давайте жить дружно Законы класса От всей души Нам слава досталась в наследство Наша армия сильна. Спортивная игра с участием родителей. Взаимопомощь и ответственность за успех свой и своей команды. 1 Проблемные ситуации. Уважительное отношение к членам семьи, выполнение своих обязанностей. 1 Исследовательская деятельность. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Исследовательская деятельность. 1 Знакомство с нормативными документами. Воспитание самоуважения и уважения к другим. 1 Исследовательская деятельность. Знакомство с правами и обязанностями школьников. Гражданско-правовое воспитание школьников. 1 Изучение нормативных документов. Понятия: добро, согласие, зло, страдание, счастье. Правила поведения. Анкетирование 1 Исследовательская деятельность. Роль семьи в жизни человека. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье. Анкетирование 1 Беседа. Закон единства требований. Нравственная культура детей. 4 четверть – 8 часов 1 Беседа. Воспитание заботливого отношения к людям. Анкетирование. 1 Исследовательская деятельность. Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них. 1 Просмотр видеофильмов. Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине. 1 Вечный огонь 1 Они Родину 1 защищали День Победы Спешите добро 1 делать Итоговое занятие Итого 1 1 34 часа Интересные факты истории. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. Конкурс стихов о войне. Героические биографии ветеранов. воспитание уважения к старшему поколению. Праздник с участием ветеранов. Героические истории, мужество и храбрость патриотов. Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. Исследовательская деятельность. Уважительное отношение к родителям, к старшим. Защита исследовательских работ Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Основанием для выделения требований, к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы. В результате реализации данной программы учащиеся за год обучения должны: Знать: краткие сведения об истории города, округа; знать герб, своей страны, области и своего города; иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ; иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д; стихи, произведения искусства местных поэтов и художников; понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества. Уметь (владеть способами познавательной деятельности): с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, сверстников; уметь рассказывать о своем родном городе; рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.); демонстрировать осведомленность о России и ее людях; готовить выступления устные по предложенной тематике, либо самостоятельно выбранной теме; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий: толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран; познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы Системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы. Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии. Так же способами определения результативности программы могут являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде анкетирования и естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Форма подведения итогов Итоговой работой по завершению каждого модуля включены сценические постановки, игры, концерты, конкурсы, проекты (по выбору учащихся), а так же открытые мероприятия для родителей. Итоговый анализ: Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг). Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг). Оформление результатов работы. Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы. Заключение: Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, личности гражданина России. как основа Информационные ресурсы для классного руководителя: -htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»; - htpp://www.n-shkola.ru- журнал «Начальная школа»; - htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»; - htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека; - htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line; -htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия; - htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов; - htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html- сайт «Детский мир», детские песни, мультфильмы, загадки и др.; - htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»; - htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования; - htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей. -http://www.proshkolu.ru -http://www.openklass.ru - http://www.ucoz.com Список использованной литературы: - Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975; - Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007; - Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961. - Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978; - «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики; - «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;