МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г.
Программа патриотического воспитания
«Я - часть Отечества»
п. Троицкий 2023 год
Пояснительная записка.
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и
гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление
деятельности
педагога
Правительством
всегда
Российской
было
актуальным
Федерации
и
важным.
государственная
Принятая
программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить
систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому
наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития
гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на
воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся
младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился
и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в
процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об
истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной
природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание
любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному
городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов,
одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь
ребенка
к
Родине
характеризуется
яркой
эмоциональной
окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные
влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими
истоками красоту.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество
нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Учитывая
одну из основных задач программы развития образования необходимо создать
условия для развития гражданско-патриотических качеств подрастающего
поколения. В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством
разнообразных источников, сильного воздействия на него как позитивного, так и
негативного характера. Через патриотическое воспитание сохраняются и
развиваются культурные разнообразия в воспитании личности, обучающимся
предоставляется возможность овладеть духовными ценностями и культурой
многонационального народа России. В соответствии со Стандартом, Концепция и
Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся,
являются основой для формирования структуры основной образовательной
программы
начального
общего
образования.
Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за
нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо
пробуждать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения,
активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Цель и задачи Программы
Цель программы - создание условий для формирования основы гражданской
идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к
истории
и
культуре
народа,
развития
ребенка
и
формирования
его
коммуникативных и социальных навыков направленных на патриотическое
воспитание школьников.
Задачи:
формирование
у
школьников
нравственных
качеств
личности
через
ознакомление с родным городом;
формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую
Родину;
формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему
живому;
формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
творческих способностей;
формировать некоторые универсальные словесные понятия, наблюдаемые в
родном языке и языках других народов;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов;
познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит, географическое
положение, климат, столица...), с культурой нашей страны и субъектов РФ
(литература, традиции, праздники...);
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой.
Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные
ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей и
себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются
коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться
в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные
ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования–
развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать
личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся
начальных
классов
основаны
на
принципах
научности,
доступности,
непрерывности, целостного представления об окружающей действительности.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О воинских (памятных) днях России"
- Конвенция о правах ребенка;
- ФГОС НОО
Основные направления духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся:
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании
базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание
свободам
гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему
народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора
и
признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном
государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира -
Ценности:
как принципа
жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода
совести
и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной
культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира;
ценность таких качеств личности
как целеустремленность и настойчивость,
бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому
образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение
старших
и
родителей,
забота
о
младших; ценность здоровья (физического, нравственного и
социально психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех
жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной
природы; ответственность человека за окружающую среду.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об
воспитание).
эстетических
Ценности:
дар
идеалах
и
слова, ценность
ценностях
красоты
в
(эстетическое
различных
её
проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность
творчества.
Формы реализации Программы:
Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал,
предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,
воинами–интернационалистами, встречи с интересными людьми, конкурсы,
посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы,
читательские конференции, организация выставок, акции, проведение «Уроков
мужества», фототеки, тематические стенды.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
Историко – краеведческое.
Система мероприятий,
направленных на познание
историко - культурных корней,
осознаний неповторимости
Отечества, его судьбы,
неразрывности с ней,
формирование гордости за
сопричастность к деяниям
предков и современников и
исторической ответственности
за происходящее в обществе,
формирование знаний о родном
селе, городе, районе
Социально –
патриотическое.
Направлено на активизацию
духовно- нравственной и
культурно-исторической
преемственности поколений,
формирование активной
жизненной позиции,
проявление чувств
благородства и сострадания,
проявление заботы о людях
пожилого возраста.
Духовно- нравственное.
Осознание учащимися в процессе
гражданско-патриотического
воспитания высших ценностей,
идеалов и ориентиров, социальнозначимых процессов и явлений
реальной жизни, способность
руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов,
позиций в практической
деятельности.
Военно –патриотическое.
Ориентировано на
формирование у учащихся
высокого патриотического
сознания, идей служения
Отечеству, способности к его
вооруженной защите, изучение
русской военной истории,
воинских традиций.
Гражданско – правовое.
Воздействует через систему
мероприятий на формирование
правовой культуры и
законопослушности, навыков
оценки политических и
правовых событий и процессов
в обществе и государстве,
гражданской позиции,
постоянной готовности к
служению своему народу и
выполнению
конституционного долга;
воспитывает уважение к
государственной
символике.
Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие
морально-волевых качеств,
воспитание выносливости,
стойкости, мужества,
дисциплинированности в
процессе занятий физической
культурой и спортом,
формирование опыта
Содержание курса «Я - часть Отечество»
№
1
2
3
4
Тема
Россия – родина моя
Город в котором я живу
Моя семья
Моя школа, мой класс
Количество часов
9 часов
7 часов
5 часов
13 часов
ИТОГО 34 часа
Тематическое планирование программы «Я -часть Отечество»
Тема занятий
Родина моя – 9
часов
С чего начинается
Родина …
Что мы знаем о
своем городе, своей
стране
Род, родные, Родина
Моя Россия
Наша
многонациональная
страна
История семьи в
истории страны
Символы
Кол-во часов
Вид деятельности, направление
(предметно-информационное,
ценносто-ориентированное)
1 четверть - 9 часов
Конкурс стихов о Родине.
Родина – страна, в которой человек
1
родился и гражданином которой
является. Воспитание любви к Родине.
1
Викторина. Достопримечательности
города. Чувство привязанности к тем
местам, где человек родился и вырос.
1
Семейный праздник. Род – ряд
поколений, родные – находящиеся в
кровном родстве, Родина – страна, в
которой человек родился.
Формирование гражданского
патриотизма.
1
Круглый стол. Понятие РФ, символы
РФ
1
КВН. Традиции, праздники, обряды
народов России.
1
1
Конкурс рисунков. Понятие семьи,
родных и классной семьи.
«Поле чудес» - игра. Понятие РФ,
государства
Государственные
праздники России
Семь чудес России
Год, в котором я
живу -7 часов
Я – мой город – мой
край
Славные страницы
истории нашего
города
23 февраля – День
защитников
Отечества
Имена, которыми
мы гордимся
Дом, в котором мы
живем
Твори добро
Поступки друзей.
Моя семья – 5
часов
Семья вместе – и
душа на месте
Уважая
себя,
уважай других.
символы РФ. Толерантное отношение
к народам России.
1
Открытое занятие для родителей.
Исследовательская деятельность.
Воспитание уважения к традициям
народов России. Совершенствование
гражданско-патриотического
отношения к ценностям государства
1
Исследовательская деятельность.
Уважение к памятникам архитектуры.
2 четверть - 7 часов
Исследование - Город, в котором мы
живем. Достопримечательности
1
города. Чувство привязанности к тем
местам, где человек родился и вырос.
Исследовательская
деятельность.
Сохранение и развитие чувства
гордости за свой народ.
1
Праздник с участием родителей.
Представление о мужестве. Чувство
гордости за свой народ.
1
Встреча с выдающимися людьми
города. Воспитание самоуважение к
себе и другим людям.
1
Конкурс
на
лучший
проект.
Исследовательская
деятельность.
Красота, безопасность и уют своего
жилища.
1
Праздник
с
участием
старшеклассников
и
родителей.
Понятия:
«доброта,
добро,
доброжелательность».
1
Мониторинг «что такое хорошо и что
такое плохо». Понимание
ответственности за свои поступки.
3 четверть – 10 часов
Конкурс пословиц о семье. Чувство
привязанности к тем местам, где
1
человек родился и вырос.
1
1
Стихи и песни о дружбе.
Взаимопонимание, забота друг о
друге. Понимание ответственности за
свои поступки.
Богатырские забавы
Семья и общество
Вместе весело
шагать
Моя школа, мой
класс – 5 часов
Школа – наш дом
Права и
обязанности
школьников
Традиции и обычаи
школы
Давайте жить
дружно
Законы класса
От всей души
Нам слава досталась
в наследство
Наша армия сильна.
Спортивная игра с участием
родителей. Взаимопомощь и
ответственность за успех свой и своей
команды.
1
Проблемные ситуации. Уважительное
отношение
к
членам
семьи,
выполнение своих обязанностей.
1
Исследовательская деятельность.
Понятия: добро, согласие, зло,
страдание, счастье. Правила
поведения.
Исследовательская деятельность.
1
Знакомство с нормативными
документами. Воспитание
самоуважения и уважения к другим.
1
Исследовательская деятельность.
Знакомство с правами и
обязанностями школьников.
Гражданско-правовое воспитание
школьников.
1
Изучение нормативных документов.
Понятия: добро, согласие, зло,
страдание, счастье. Правила
поведения. Анкетирование
1
Исследовательская деятельность. Роль
семьи в жизни человека. Развитие
ценностного отношения к семье и ее
традициям. Развитие чувства гордости
за свою принадлежность к семье.
Анкетирование
1
Беседа. Закон единства требований.
Нравственная культура детей.
4 четверть – 8 часов
1
Беседа.
Воспитание
заботливого
отношения к людям. Анкетирование.
1
Исследовательская
деятельность.
Доброе отношение к людям, привычка
заботиться о них.
1
Просмотр видеофильмов. Привитие
уважения к Российской армии,
воспитание
гражданской
ответственности, любви к Родине.
1
Вечный огонь
1
Они
Родину
1
защищали
День Победы
Спешите
добро
1
делать
Итоговое занятие
Итого
1
1
34 часа
Интересные
факты
истории.
Повышение интереса учащихся
к
военной истории Отечества.
Конкурс стихов о войне. Героические
биографии ветеранов. воспитание
уважения к старшему поколению.
Праздник с участием ветеранов.
Героические истории, мужество и
храбрость патриотов. Повышение
интереса учащихся к военной истории
Отечества.
Исследовательская
деятельность.
Уважительное
отношение
к
родителям, к старшим.
Защита исследовательских работ
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Основанием
для выделения
требований,
к
уровню
подготовки
обучающихся выступает основная образовательная программа школы. В
результате реализации данной программы учащиеся за год обучения должны:
Знать:
краткие сведения об истории города, округа;
знать герб, своей страны, области и своего города;
иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ;
иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств,
творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д;
стихи, произведения искусства местных поэтов и художников;
понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать
себя полноправным членом общества.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в классе, направленных на что, чтобы
порадовать взрослых, сверстников;
уметь рассказывать о своем родном городе;
рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию
(стать военным, пожарным, милиционером и т.д.);
демонстрировать
осведомленность о России и ее людях;
готовить
выступления
устные
по
предложенной
тематике,
либо
самостоятельно выбранной теме;
использовать
приобретенные знания
и умения
в практической
деятельности и повседневной жизни.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в
результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Формы учета знаний, умений;
системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки
планируемых результатов освоения программы
Системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки
планируемых результатов освоения программы. Контроль проводится в игровой
форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и
ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и
последующей рефлексии. Так же способами определения результативности
программы могут являться: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в
виде анкетирования и естественно-педагогического наблюдения; выставки работ
или презентации проекта.
Форма подведения итогов
Итоговой работой по завершению каждого модуля включены сценические
постановки, игры, концерты, конкурсы, проекты (по выбору учащихся), а так
же открытые мероприятия для родителей.
Итоговый анализ:
Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий
мониторинг).
Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию
педагогического процесса в рамках программы.
Заключение:
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный
заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся,
личности гражданина России.
как основа
Информационные ресурсы для классного руководителя:
-htpp://www.festival.1september.ru– газета «1 сентября»;
- htpp://www.n-shkola.ru- журнал «Начальная школа»;
- htpp://www.ug.ru–сайт «Учительской газеты»;
- htpp://www.rsl.ru– Российская государственная библиотека;
- htpp://www.dic.academic.ru– словари и энциклопедии on-line;
-htpp://www.vschool.km.ru– виртуальная школа Кирилла и Мефодия;
- htpp://www.kinder.ru/default.htm–интернет для детей, каталог детских ресурсов;
- htpp://www.skazochki.narod.ru/index¬_flash.html- сайт «Детский мир», детские
песни, мультфильмы, загадки и др.;
- htpp://www.solnet.ee– детский портал «Солнышко»;
- htpp://www.nsportal.ru–социальная сеть работников образования;
- htpp://www.innovativeteachers.ru– сеть творческих учителей.
-http://www.proshkolu.ru
-http://www.openklass.ru
- http://www.ucoz.com
Список использованной литературы:
- Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение,
1975;
- Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова
И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.
- Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова
В.- М.: Просвещение, 1978;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова.
Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной
педагогики;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина.
Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;