25.03.2024
Школьная
неуспеваемость является «больной» темой большинства школ как в России, так и за
рубежом. Причина кроется не только в несовершенных методов преподавания в
школе, но и в особенностях возраста, в психологических особенностях личности и
еще много сопутствующих факторов, которые влияют на прямую или косвенности на
успеваемость многих учеников. Проблема состоит в том, что один и тот же
материал дети понимают по-разному, откровенно высказывают нежелание
учиться, демонстрируют отсутствие
интереса к отдельным предметам и обучению вообще. Ученики не хотят
вслушиваться, вдумываться, запоминать то, что говорит учитель на уроке.
Проблему неуспеваемости в обучении школьников
основательно исследовали учёные Ю. Бабанский, В. Цетлин, М. Мурачковский. По их
данным, контингент учащихся, которые чувствуют трудности в обучении, составляет
приблизительно 12,5% от всего количества учащихся, что в значительной степени
осложняет работу учителя. В психолого-педагогической литературе употребляются
два понятия, которые характеризуют это явление: неуспеваемость и отставание. Неуспеваемость и отставание
взаимосвязаны. Неуспеваемость – последствие процесса отставания, в ней
синтезированы отдельные отставания.
Проблемы,
связанные с неуспеваемостью учащихся, обсудили на методическом семинаре
25.03.2024 педагоги школы. С докладами на обозначенной теме выступили:
· Шабалина Светлана Николаевна с докладом «Причины неуспеваемости по математике в 5-х классах и пути их преодоления»;
· Замятина Наталья Алексеевна с докладом «Профилактика неуспеваемости обучающихся на уроках иностранного языка»;
· Шешукова Евгения Викторовна с докладом «Причины неуспешности обучающихся на уроках английского языка»;
· Сутягина Ольга Геннадьевна с докладом «Составляющие школьной неуспешности»;
· Фокина Наталия Викторовна с докладом «Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости»;
· Коновалова Галина Владимировна с докладом «Типичные причины отставания учащихся и пути их преодоления на уроках математике в 7-9-х классах».
Педагоги
всесторонне освятили проблему неуспеваемости учащихся, связав ее с усложнением
учебных программ, увеличением объема изучаемого материала, психологическим
давлением на ученика и учителя, особенностями развития обучающихся, отсутствием
интереса и мотивации, и т.д. В ходе
работы были предложены методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и неуспеваемости.
Практическая
часть семинара проводилась в группах. Учителя разбились на 4 группы: «Диагностика»,
«Терапия», «Профилактика», «Оптимисты». Каждая группа в течение 5 минут
работала над определенной проблемой. По окончании работы один представитель
группы представил общий результат. Так группа «Диагностика» работала над
причинами неуспеваемости, выделяя внутренние и внешние причины по отношению к
школьнику, группа «Терапия» расставила акценты неуспеваемости учащихся при
организации каждого этапа урока, группа «Профилактика» предложила методы и
способы предупреждения отставания учеников, группа «Оптимисты» определила
методы стимулирования учащихся посредством содержания, организации деятельности
и воспитательных воздействий на школьников.
В
конце работы семинара каждому методическому объединению учителей школы были
выданы памятки, в которых описаны все актуальные вопросы, связанные с
неуспеваемостью учеников.
Заключением работы стала притча про
старика и учителя. Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним
еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать
старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили
этого ребенка на воспитание?
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое
деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего
скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни
его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? –
удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик
и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика
крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал
учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их
и прошептал:
– Меня больше радуют твои перышки...