25.03.2024. Методический семинар "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути их преодоления"

25.03.2024

Школьная неуспеваемость является «больной» темой большинства школ как в России, так и за рубежом. Причина кроется не только в несовершенных методов преподавания в школе, но и в особенностях возраста, в психологических особенностях личности и еще много сопутствующих факторов, которые влияют на прямую или косвенности на успеваемость многих учеников. Проблема состоит в том, что один и тот же материал дети понимают по-разному, откровенно высказывают нежелание учиться,  демонстрируют отсутствие интереса к отдельным предметам и обучению вообще. Ученики не хотят вслушиваться, вдумываться, запоминать то, что говорит учитель на уроке.

Проблему  неуспеваемости в обучении школьников основательно исследовали учёные Ю. Бабанский, В. Цетлин, М. Мурачковский. По их данным, контингент учащихся, которые чувствуют трудности в обучении, составляет приблизительно 12,5% от всего количества учащихся, что в значительной степени осложняет работу учителя. В психолого-педагогической литературе употребляются два понятия, которые характеризуют это явление: неуспеваемость и отставание. Неуспеваемость  и отставание  взаимосвязаны. Неуспеваемость – последствие процесса отставания, в ней синтезированы отдельные отставания.

Проблемы, связанные с неуспеваемостью учащихся, обсудили на методическом семинаре 25.03.2024 педагоги школы. С докладами на обозначенной теме выступили:

·         Шабалина Светлана Николаевна с докладом «Причины неуспеваемости по математике в 5-х классах и пути их преодоления»;

·         Замятина Наталья Алексеевна с докладом «Профилактика неуспеваемости обучающихся на уроках иностранного языка»;

·         Шешукова Евгения Викторовна с докладом «Причины неуспешности обучающихся на уроках английского языка»;

·         Сутягина Ольга Геннадьевна с докладом «Составляющие школьной неуспешности»;

·         Фокина Наталия Викторовна с докладом «Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости»;

·         Коновалова Галина Владимировна с докладом «Типичные причины отставания учащихся и пути их преодоления на уроках математике в 7-9-х классах».

Педагоги всесторонне освятили проблему неуспеваемости учащихся, связав ее с усложнением учебных программ, увеличением объема изучаемого материала, психологическим давлением на ученика и учителя, особенностями развития обучающихся, отсутствием интереса и мотивации,  и т.д. В ходе работы были предложены методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.

Практическая часть семинара проводилась в группах. Учителя разбились на 4 группы: «Диагностика», «Терапия», «Профилактика», «Оптимисты». Каждая группа в течение 5 минут работала над определенной проблемой. По окончании работы один представитель группы представил общий результат. Так группа «Диагностика» работала над причинами неуспеваемости, выделяя внутренние и внешние причины по отношению к школьнику, группа «Терапия» расставила акценты неуспеваемости учащихся при организации каждого этапа урока, группа «Профилактика» предложила методы и способы предупреждения отставания учеников, группа «Оптимисты» определила методы стимулирования учащихся посредством содержания, организации деятельности и воспитательных воздействий на школьников.

В конце работы семинара каждому методическому объединению учителей школы были выданы памятки, в которых описаны все актуальные вопросы, связанные с неуспеваемостью учеников.

Заключением работы стала притча про старика и учителя. Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.Хочу такой сайт

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки...

  Сертификаты участников семинара

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».