МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования и молодёжной политики Администрации Талицкого
муниципального округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ № 62"
Е.В. Мусиенко
[Номер приказа] от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8140952)
Я - часть Отечества
для обучающихся классов
п.Троицкий 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и
гражданскому
воспитанию
школьников.
Следует
отметить,
что
это
направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным.
Принятая
Правительством
Российской
Федерации
государственная
программа
«Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить
систематическую
работу
по
воспитанию
патриотизма,
уважения
к
историческому наследию своей Родины.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития
гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на
воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся
младших классов.
Программа представляет собой определенную систему содержания,
форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на
принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности
и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и
воспитательной среды.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он
родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая
живет рядом. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у
детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об
окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни
страны, о труде людей и о родной природе.
Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание
любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к
родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество
воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной
окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и
чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно
и имеет своими истоками красоту.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что общество
нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей,
обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Учитывая одну из основных задач программы развития образования
необходимо создать условия для развития гражданско-патриотических
качеств
подрастающего
поколения.
В
современном
мире
ребенок
развивается, окруженный множеством разнообразных источников, сильного
воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Через
патриотическое
воспитание
сохраняются
и
развиваются
культурные
разнообразия в воспитании личности, обучающимся предоставляется
возможность
овладеть
духовными
многонационального народа России.
ценностями
и
культурой
В соответствии со Стандартом,
Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся, являются основой для формирования структуры основной
образовательной программы начального общего образования. Высокие
чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее
жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо
пробуждать. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического
воспитания,
так
как
это
период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Цель и задачи Программы
Цель программы - создание условий для формирования основы
гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, уважения к истории и культуре народа, развития ребенка и
формирования его коммуникативных и социальных навыков направленных
на патриотическое воспитание школьников.
Задачи:
•
формирование у школьников нравственных качеств личности через
ознакомление с родным городом;
•
формирование гражданской позиции и патриотических чувств к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства
гордости за свою малую Родину;
•
формирование основ экологической культуры, гуманного
отношения ко всему живому;
•
формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,
развитие творческих способностей;
•
формировать некоторые универсальные словесные понятия,
наблюдаемые в родном языке и языках других народов;
•
способствовать удовлетворению личных познавательных
интересов;
•
познакомить детей со страной (из каких субъектов состоит,
географическое положение, климат, столица...), с культурой
нашей страны и субъектов РФ (литература, традиции,
праздники...);
•
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной
культурой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс «Я – часть Отечества» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч.
1.“Моя родословная”(6ч) – формирование гражданского отношения к себе,
понятия исторического времени.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися
ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия,
уважения предков, осознание значимости прошлого и ценности
исторических знаний, милосердия.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания,
памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», Я, ты, мы. У меня
есть своя история. Понятие родословной. Знакомство с понятиями
«поколение», «потомки», «предки». Родословное древо. Какие события
отразились в истории моей семьи. Экскурсии с привлечением бабущек и
дедушек. Приглашение пожилых людей с рассказами о своей родословной.
2. .“Я и мое имя”(10ч) – формирование отношения к историческому
прошлому семьи.
Предполагаемый результат деятельности:
_Сформировано представление о влиянии различных культур на
проникновение имен;
-сформировано представление о влиянии географического расположения на
возникновение имен.
Мероприятия: Беседы «Православные имена, взятые из церковного
календаря» с приглашением пожилых людей, экскурсии в музеи, беседы
«Моя фамилия», «Мое отчество», « Говорящие фамилии», « Имена и
прозвища в Древней Руси».
3 “ История моей семьи» ”(6ч) – формирование гражданского отношения к
своей семье.
Предполагаемый результат деятельности:
-формирование представлений о степени родства в семье, о связи
поколений,
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает
умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается
добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут
покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей
дочерью», «Профессии моих родителей», « Забота о родителях – дело
совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою
маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с
уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я –
дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники
«Семейные традиции», фотовыставка «Я и моя семья», «Мои прабабушка и
прадедушка». Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В
чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей
бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков
сказок, стихов. Оформление фотовыставки классные часы с привлечением
родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания,
педагогический лекторий для родителей. Чтение исторических писем,
презентация исторических семейных фотографий, семейных реликвий.
4.“Семейные обязанности и традиции ”(11ч) – формирование значимости
прошлого и ценности исторических традиций.
Предполагаемый результат деятельности:
-Сформировано понятие «Традиции»,
-формирование представления об обязанностях членов семьи
-осознание учеником роли знаний в жизни человека,
Мероприятия: Игры и конкурсы « Знакомство с символами семьи: гербом и
девизом». Презентации составления гербов. Беседы «Обязанности всех
членов семьи». Фотографии «Увлечения моей семьи».
Содержание программы.
2 класс «Я – часть Отечества» - 34ч
1.“Я и мое окружение”(9ч) – формирование гражданского отношения к
себе, понятия исторического времени.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися
ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия,
уважения предков, осознание значимости прошлого и ценности
исторических знаний, милосердия.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания,
памяти, воображения и т.д.) Конкурс рисунков и сочинений о своем
учителе. Беседа о детях военных лет. Час военной истории. Рассказ о героях
– уфимцах. Экскурсия по улице, на которой находится школа. Беседа о
профессии своих родителей. Беседа о коренном населении
2. “ Я и культура” (10ч) – формирование приобщения детей к
культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям
в условиях многонационального государства.
Предполагаемый результат деятельности:
-воспитание в каждом ученике уважение к правам и свободам человека.
-воспитание любви к окружающей природе, Родине, семье.
Мероприятия: Игра-путешествие. Символы России. Заочное путешествие
«Дом, где живет уважение». Спортивный праздник. Выставка вышивок
"Народные узоры". Выставка новогодних поделок. Игры.
3 “ Я и моя Родина ” (7ч) – формирование основы гражданской
идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
уважения к истории и культуре народов Республики Башкортостан;
Предполагаемый результат деятельности:
-формирования у учащихся идентичности гражданина России, воспитание
ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому
наследию своего народа и своей страны.
Мероприятия: Песни о ВОВ. Рассматривание картин посвященных ВОВ.
Конкурс чтецов. Конкурс рисунков. Конкурсная программа к 23февраля.
Рассказы о блокаде Ленинграда. Экскурсия по городу.
4.“Я и планета ”(11ч) – формирование представления учащимся об их
значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям
других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны
прийти к выводу, что Земля – общий дом для всех.
Предполагаемый результат деятельности:
-формировать уважение к культурно-историческому наследию своего
народа и своей страны.
- развитие творческих способностей и формирование основ социально
ответственного поведения в обществе и в семье.
-осознание учеником роли знаний в жизни человека
Мероприятия: Беседа о том, как горожане стараются сделать город
красивым. Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки.
Рассказ о Салавате Юлаеве. Беседа о космосе, конкурс рисунков. Разведение
комнатных растений.
Содержание программы
3 класс «Я – часть Отечества» - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9,
практических -25
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися
ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности,
способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания,
памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», Я, ты, мы. Мой
сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек.
«Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический
практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора
«Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя,
курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск
тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает
умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается
добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут
покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают
конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей
дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков
и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои
родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая
лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для
родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в
году», фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья – моя радость.
Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои
бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама.
Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление
фотовыставки классные часы с привлечением родителей, совместные
праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские
собрания, педагогический лекторий для родителей.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из
видов искусства в кружках художественного цикла, участие в
художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и
фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве,
встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и
фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды
Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых
коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов),
выставки книг, книжкина неделя, КВН. Час откровенного разговора.
История моего города.
4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой
взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение
распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами
ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку
доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой
школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном
уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя
школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное
звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в
будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя,
концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс
классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков,
трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок».
5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и
гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное
наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины,
встреча
с
работниками
прокуратуры
«Об
ответственности
несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в
краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя
малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете
Земля.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на
планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и
бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира
на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков
«Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась
кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в
поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу
«Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке»,
мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». Планета просит
помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к
зеленой аптеке.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
Содержание программы:
4 класс «Я – часть Отечества» - 34 ч, из их теоретических: 14,
практических 20.
1. Я сам. Моя семья. Мой класс. Моя школа
Тренинг «Кто я? Какой я?" помогает детям определить свою значимость
в жизни, формирует качества личности. Встречи с интересными людьми
формируют уважительное отношение к близким.
Беседы «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», "Курить – здоровью
вредить» тренинг «Как правильно дышать», КВН «Мы и наше здоровье»
формирует сознательное отношение к своему здоровью»
Беседа «Кто такой герой?», музейный урок "Памяти павших, будьте
достойны», конкурс рисунков и стихов на тему "С чего начинается Родина»,
турнир «Символика нашей страны» формирует личное отношение к
историческому прошлому нашей Родины.
Экологические викторина, калейдоскоп, утренник формируют бережное
отношение к планете.
Путешествие в историю «Школа от рождения до наших дней» знакомит
детей с историей школы, беседы «Берегите хлеба каждую крупицу»,
«Сколько стоит бесхозяйственность» формирует уважительное отношение к
людям труда.
Ярмарка талантов раскрывает способности каждого ребенка, выявляет
его интересы, увлечения. Викторина «История происхождения хороших
манер» раскрывает сущность этикета.
Час общения «О равнодушии и добре», «Будь человеком – человек»,
беседы «Дом, в котором я живу», «Спешите делать добро» формируют
отношения ребенка с обществом.
Моя улица. Мой край
Устный журнал «Фронтовая фотография в нашей стране», фотовыставка
2.
«Моя семья» формирует уважительное отношение к людям , живущим
рядом.
Формируется уважительное отношение к здоровью окружающих.
Калейдоскоп «Один день в горячей точке» - встреча с ветеранами,
афганцами, военнослужащими или воевавших в горячих точках. Экскурсии в
музей знакомят с боевыми и трудовыми традициями односельчан.
Воспитывается чувство бережного отношения к природе каждого
человека.
Путешествие в историю «Человек и труд», аукцион поделок "Дары
природы», устный журнал «Кем я хочу стать» прививает детям любовь к
труду.
Театрализованное представление «Ярмарка народных промыслов,
беседа «Природа в картинах русских художников», праздники «Вежливых
ребят», «Учитесь говорить друг другу комплименты» формирую чувство
прекрасного в детях.
Час общения «Если кому – нибудь нужна твоя помощь», беседы
«Проступок.
Правонарушение»,
милосердие»,
утренник
«Прекрасно
«Вперед,
там,
мальчишки»
где
пребывает
воспитывают
чувства
товарищества, помощи ближнему.
Мое Отечество
Изучается родословная семьи, уклад семей, реликвии через семейный
3.
праздник «Чти родителей своих», устный журнал «Семейные реликвии»,
аукцион
«Семейный
проект
поделок»,
праздник
семьи,
праздник
«Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Формируется понятие «Здоровый человек в здоровом обществе» через
игровую программу «Народные игры», спортивный праздник «Сила,
Смекалка,
Сноровка»,
устный
журнал
«Нашей
родине
–
здоровое
поколение», беседу «Путь к здоровому здоровью».
Изучается историческое прошлое нашего народа : дети знакомятся с
символами нашего государства, встречаются с интересными людьми,
совершают заочное путешествие в страну, где мы живем.
Воспитывается ответственность за охрану окружающей среды. Дети
знакомятся с Красной книгой, участвуют в социальном проектировании,
участвуют в празднике "Русской березки".
Калейдоскоп
«Как
встречают
Новый
год
в
разных
странах»,
путешествие по картинной галерее, беседа «Лучшее слово о дружбе»,
праздник дружбы воспитывает чувство дружбы у детей.
Беседы «Постарайся понять старость», «О жадности и жадных", урок
гражданина, дискуссия «О родных и близких людях с любовью» формируют
личность гражданина общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить
три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо,
что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному
дому, семье, школе, городу, поселку;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда
ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие
интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы,
город, поселок, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил;
- разный вид деятельности;
- разучивание игр.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения
дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что
такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей
среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории города, поселка.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц
микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих
родных, экскурсии по улицам, в музеи города, школы, к памятникам города,
через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы,
аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о
семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг
другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них
заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о
животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям
рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся,
о современной жизни города, сравнивают фотографии прошлого и
настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы;
объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об
обществе и роли человека в нем;- владение базовым понятийным аппаратом
(доступным для осознания младшим школьником), необходимым для
получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о
понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило,
закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид,
милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода,
обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений
и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс:
человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина,
столица, государство, государственная символика, праздники, народы,
населяющие Россию (в отдельных примерах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и
нравственного поведения.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных
ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной
закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного
края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;
находить на исторической и современной картах России места исторических
событий; приводить примеры исторических и культурных памятников
страны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Моя родословная
Я и мое имя
Количество
часов
Основное содержание
Основные виды
деятельности
6
У меня есть своя
история. Понятие
родословной.Знакомство
с понятиями
«поколение»,
«потомки», «предки»
Какие события
прошлого отразились в
истории моей семьи.
Формировать
представление
детей о доброте и
эмоциональных
состояниях,
которые
соответствуют
этому понятию
Вызывать
стремление
совершать добрые
поступки
10
Географические
названия прошлогосвидетели прошлого.
Знакомство с историей
возникновения имен.
Влияние различных
культур на
проникновение имен.
Значение имен. Откуда к
нам пришли имена?
Развивать речь,
воображение,
наблюдательность
Развивать
речевую
деятельность
через ведение
монологов и
диалогов
Развивать
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
коммуникативные
навыки
3
История моей семьи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
18
34
Знакомство с понятием
«традиции». Какие
традиции в моей семье?
Знакомство с символами
семьи: гербом и
девизом. Правила
составления гербов
Своей жизнью ты обязан
многим поколениям
своей семьи
Содействовать
решению задач
эстетического
воспитания,
развития
воображения,
художественного
вкуса через
понимание
прекрасного
2 КЛАСС
№
п/п
1
Наименование разделов и тем
программы
Я и мое окружение
Количество
часов
9
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Конкурс
рисунков и
сочинений о
своем учителе
Беседа о детях
военных лет
Час военной
истории
Рассказ о
героях уфимцах
Экскурсия по
улице на
которой
находится
школа Рассказ
о своих
дедушках и
бабушках О
профессии
своих
родителей
Беседа о
Формировать
представление
детей о доброте и
эмоциональных
состояниях,
которые
соответствуют
этому понятию
Вызывать
стремление
совершать добрые
поступки Знать
свою
родословную
Уметь найти
особую
фотографию, по
которой можно
рассказать об
истории своей
семьи
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
коренном
населении
2
3
Я и культура
Я и моя Родина
8
Символы Играпутешествие
Заочное
путешествие
Спортивный
праздник
Выставка
вышивок
"Народные
узоры"
Выставка
новогодних
поделок
Разучивание
игр
Развивать речь,
воображение,
наблюдательность
Развивать
речевую
деятельность
через ведение
монологов и
диалогов
Развивать
коммуникативные
навыки
7
Песни о ВОВ
Рассматривание
картин
посвященных
ВОВ Конкурс
чтецов Конкурс
рисунков
Конкурсная
программа к
23февраля
Рассказы о
блокаде
Формировать
опыт
взаимоотношений
в процессе игры
Ленинграда
Экскурсия по
городу
4
Я и планета
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
10
34
Беседа о том,
как горожане
стараются
сделать город
красивым
Поиск веток и
корней
необычной
формы,
оформление
выставки
Рассказ о
Салавате
Юлаеве Беседа
о космосе,
конкурс
рисунков
Конкурс
рисунков
Разведение
комнатных
растений
Содействовать
решению задач
эстетического
воспитания,
развития
воображения,
художественного
вкуса через
понимание
прекрасного
3 КЛАСС
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
“Я и я”
“Я и семья”
Количество
часов
4
6
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
“Государственные
символы”
Экскурсия по
школе. Беседа
«Кто я? Какой я?»
Формировать
представление
детей о доброте и
эмоциональных
состояниях,
которые
соответствуют
этому понятию
Вызывать
стремление
совершать добрые
поступки
Беседа Праздник
Конкурс
сочинений
фотовыставка
Праздниквикторина
Развивать речь,
воображение,
наблюдательность
Развивать
речевую
деятельность
через ведение
монологов и
диалогов
Развивать
коммуникативные
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
навыки
3
4
5
“Я и культура”
“Я и школа”
“Я и мое Отечество”
5
Экскурсия в
музей Нестерова.
Приглашение
известных
личностей.
Экскурсия в
национальный
музей.
Башкирский
народный
костюм.
Орнамент.
Посещение
районной детской
библиотеки.
Экскурсия.
Содействовать
решению задач
эстетического
воспитания,
развития
воображения,
художественного
вкуса через
понимание
прекрасного
8
Беседа о
школьном уставе.
Акция, конкурс
“Мама, папа, я –
читающая семья”
Игра «Самое
сильное звено».
Формировать
опыт
взаимоотношений
в процессе игры
6
Беседа о
государственной
символике
страны, малой
родины. Урок
Формировать
опыт
взаимоотношений
в процессе игры
Мужества. КВН
Конкурс песен.
Беседа
Фотовыставка.
6
“Я и планета”
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
5
34
Конкурс рисунков
посвященные
Дню Земли.
Работа на
пришкольном
участке. Акция.
Итоговая беседа
Формировать
опыт
взаимоотношений
в процессе игры
4 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Формировать
представление
детей о доброте и
эмоциональных
состояниях,
которые
соответствуют
этому понятию
Вызывать
стремление
совершать добрые
поступки Знать
свою
родословную
Уметь найти
особую
фотографию, по
которой можно
рассказать об
истории своей
семьи
Развивать речь,
воображение,
1
Я сам. Моя семья. Мой класс. Моя
школа
12
Тренинг Аукцион
Устный журнал,
семейный альбом
Семейный
праздник Беседа
Беседа Беседа
Тренинг
Путешествие в
историю КВН
2
Моя улица. Мой край
11
Устный журнал
Беседа Праздник
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Беседа
Театрализованное
представление
Инсценирование
Устный журнал
фотовыставка
3
“ Мое Отечество
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11
34
Беседа Музейный
урок Конкурс
рисунков и
стихов Турнир
Экскурсия в
национальный
музей Беседа
Игровая
программа
наблюдательность
Развивать
речевую
деятельность
через ведение
монологов и
диалогов
Развивать
коммуникативные
навыки
Формировать
опыт
взаимоотношений
в процессе игры
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Вводное занятие Понятие о
родословной
1
0
0
2
Моя семья
1
0
0
3
Поколение, потомки, предки
1
0
0
4
Родословное дерево
1
0
0
5
Практическое значение родословных в
прошлом
1
0
0
6
Составление родословного древа семьи
1
0
0
7
Кто я? Где живу?
1
0
0
8
Что означают наши имена?
1
0
0
9
Как родители выбирают имя ребенку?
1
0
0
10
Имена и прозвища в Древней Руси
1
0
0
11
Откуда к нам пришли наши имена?
1
0
0
12
Тайны наших имен
1
0
0
13
Имя и ангел-хранитель
1
0
0
14
Моя фамилия, мое отчество.
1
0
0
15
Что могут рассказать имена, отчества и
фамилии о прошлом
1
0
0
16
«Говорящие фамилии»
1
0
0
17
Профессии моих родителей
1
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
18
Мои братья и сестра
1
0
0
19
Мои бабушки и дедушки. Их
ближайшие родственники.
1
0
0
20
Кто, кому и кем доводится
1
0
0
21
Мои прабабушка и прадедушка
1
0
0
22
Профессии моих предков
1
0
0
23
Что мы знаем о традициях
1
0
0
24
Мир семейных увлечений
1
0
0
25
Семейные обязанности
1
0
0
26
Семейные традиции
1
0
0
27
Фамильный герб и семейный девиз
1
0
0
28
Итоговое занятии «Мы не свалились с
Луны»
1
0
0
29
Резерв
1
0
0
30
Резерв
1
0
0
31
Резерв
1
0
0
32
Резерв
1
0
0
33
Резерв
1
0
0
34
Резерв
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Моя вторая мама
1
0
0
2
Сражались со взрослыми рядом
1
0
0
3
Хлеб – драгоценность
1
0
0
4
Нашей армии герои
1
0
0
5
Мир вокруг нас
1
0
0
6
Из семейного альбома.
1
0
0
7
Моя семья в истории города
1
0
0
8
Мы этого раньше не знали
1
0
0
9
Мы этого раньше не знали
1
0
0
10
С любовью к России
1
0
0
11
С любовью к России
1
0
0
12
Путешествие по стране "Праволяндии"
1
0
0
13
Дом, где живёт уважение
1
0
0
14
За нами не угнаться
1
0
0
15
Из бабушкиного сундука
1
0
0
16
В ожидании чуда
1
0
0
17
Игра-дело серьёзное
1
0
0
18
Во славу Отечества
1
0
0
19
«Твои рядовые, Россия»
1
0
0
20
Стихами Отчизне служить
1
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
21
Салют Победы
1
0
0
22
Служу России
1
0
0
23
Город - герой Ленинград
1
0
0
24
Улицы хранят имена героев
1
0
0
25
Мы - будущее города
1
0
0
26
Чудеса своими руками
1
0
0
27
Чудеса своими руками
1
0
0
28
И мужество как знамя пронести
1
0
0
29
Путь в космос
1
0
0
30
Читаем книги о войне
1
0
0
31
Была война, была Победа
1
0
0
32
Цветок - подарок городу
1
0
0
33
Доблесть, рыцарство, отвага
1
0
0
34
Правда о войне
1
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
Урок гражданина
1
0
0
2
Мой школьный дом.
1
0
0
3
«Что такое личность?»
1
0
0
4
“Зеленые острова нашего города”
1
0
0
5
Кто мои бабушка, дедушка? В чем я
должен им помочь?
1
0
0
6
«Забота о родителях – дело совести
каждого»
1
0
0
7
«Семейные традиции»
1
0
0
8
«Я и мои родственники»
1
0
0
9
«Я и моя семья»
1
0
0
10
«Папа, мама, я – дружная семья»
1
0
0
11
Посещение художественной выставки.
1
0
0
12
Встреча с творческими людьми.
1
0
0
13
История моего города. Экскурсия в музей
1
0
0
14
Книжкина неделя.
1
0
0
15
Школа вежливости.
1
0
0
16
Мои права и обязанности.
1
0
0
17
«Моя школа»
1
0
0
18
«Моя школа будущего»
1
0
0
19
«Библиотеке нашу помощь»
1
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
20
Антиреклама вредных привычек.
1
0
0
21
Трудовой десант «Укрась территорию
своей школы».
1
0
0
22
Из истории народных праздников
1
0
0
23
Выпуск плаката «Наша школьная жизнь».
1
0
0
24
Уфа- город богатой истории и традиций.
Духовная жизнь Уфы.
1
0
0
25
Маленькие герои большой войны.
1
0
0
26
С чего начинается Родина?
1
0
0
27
Поклон тебе, солдат России
1
0
0
28
Права и обязанности ребенка.
1
0
0
29
Мои родные – защитники Родины.
1
0
0
30
Планета просит помощи.
1
0
0
31
Десант чистоты и порядка.
1
0
0
32
Самый красивый школьный двор.
1
0
0
33
Круглый стол «Я - житель планеты
земля».
1
0
0
34
“Береги родную природу”
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
«Кто я? Какой я?"
1
0
0
2
«Семейный проект поделок»
1
0
0
3
«Семейные реликвии»
1
0
0
4
«Чти родителей своих»
1
0
0
5
«Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
1
0
0
6
«Сколько стоит бесхозяйственность»
1
0
0
7
"Курить – здоровью вредить»
1
0
0
8
«Как правильно дышать»
1
0
0
9
«Школа от рождения до наших дней»
1
0
0
10
"С чего начинается Родина»
1
0
0
11
«Берегите хлеба каждую крупицу»
1
0
0
12
«О равнодушии и добре»
1
0
0
13
«Кем я хочу стать»
1
0
0
14
«Природа в картинах русских художников»
1
0
0
15
Праздник «Вежливых ребят»
1
0
0
16
«Проступок. Правонарушение»
1
0
0
17
«Ярмарка народных промыслов"
1
0
0
18
«Учитесь говорить друг другу комплименты»
1
0
0
19
«Фронтовая фотография в нашей стране»
1
0
0
20
«Моя семья»
1
0
0
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
21
«Человек и труд»
1
0
0
22
"Дары природы»
1
0
0
23
«Один день в горячей точке.»
1
0
0
24
«Кто такой герой?»
1
0
0
25
«Памяти павших, будьте достойны»
1
0
0
26
«С чего начинается Родина»
1
0
0
27
«Символика нашей страны»
1
0
0
28
«Боевые и трудовые традиции русского
народа»
1
0
0
29
«Моя маленькая Родина»
1
0
0
30
«Народные игры»
1
0
0
31
«Нашей родине – здоровое поколение»
1
0
0
32
«О родных и близких людях с любовью»
1
0
0
33
"Русская березка"
1
0
0
34
«Постарайся понять старость»
1
0
0
34
0
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ