МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Решение лингвистических задач» для обучающихся 10 классов п.Троицкий, 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012); - Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р) - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008) - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ) - Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Настоящая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся общеобразовательных организаций и рассчитана из расчёта 1 час в неделю, всего – 34 часа. Цели: подготовка учащихся к олимпиаде и государственному экзамену по русскому языку. Задачи: подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними; сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий; научить пользоваться справочной литературой и словарями; потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач. В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо. Планируемые результаты обучения: Личностные: у обучающихся будут сформированы овладение основными нормами русского литературного язык; активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи; развитие логического и абстрактного мышления; развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку. Обучающиеся получат возможность для формирования: языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; способности к оценке вклада ученых- лингвистов в развитие русского языка; Предметные: у обучающихся будут сформированы - три вида заданий, предлагаемых на олимпиадах по русскому языку; - основные особенности каждого из этих видов; - правописание и произношение (классическое, закрепленное в академических словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов; - лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы); - языковые семьи и группы; - славянские языки и признаки их родства; уметь: - свободно владеть языком, редактировать свои записи; - владеть лингвистическими терминами; Обучающиеся получат возможность для формирования: углубления и систематизации знаний о языке и речи, развития коммуникативно-речевой культуры, расширения лингвистического кругозора учащихся; опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку; обоснованных ответов, приводя нужные примеры в устной и письменной речи; навыков владения пунктуационными нормами; навыков владения способами действий при применении изученных правил; умений исправлять пунктуационные ошибки; осознания значимости правильной письменной речи. Метапредметные: у обучающихся будут сформированы - мыслить логически; - анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал; -выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять тестовые таблицы, давать развернутый письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания); -самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (работать со справочной литературой, знакомиться с трудам Обучающиеся получат возможность для формирования: языковой и лингвистической компетенций; усовершенствованных общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; коммуникативных навыков; ассоциативного мышления учащихся; Основные методы и приемы работы над историческим материалом языка: слово учителя и сообщения учащихся, беседа по сообщенному факту (фактам), анализ видеофрагментов, анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка, решение лингвистических задач, анализ художественных текстов, выполнение творческих работ исследовательского характера. Формы проведения занятий лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; практические занятия тренировочного характера дистанционная. Содержание Введение. Разные виды олимпиадных заданий. 2 часа. Фонетика. Орфоэпия. Графика. В данный раздел помещены задачи, посвящённые в первую очередь именно фонетическим явлениям: звукам речи и их характеристикам, звуковому составу слова, фонетическим законам, ударению. Сюда же попали задачи, затрагивающие диалектные фонетические особенности, звуковые соответствия родственных языков, исторические фонетические изменения, а также фонетическое освоение заимствованных слов. В данный раздел помещены задачи, в которых главной темой являются способы записи слов. Рассматриваются разные системы письма, представленные как в древних, так и в современных языках: буквенноалфавитное, слоговое, иероглифическое. В некоторых задачах представлены типы письма с отличным от привычного нам (слева-направо) направлением письма: сверху вниз, справа налево или даже более сложные случаи записи, как в корейском письме. Во многих задачах рассматриваются системы письма с диакритическими (надстрочными и подстрочными) знаками. В нескольких задачах предлагаются способы кодировки слов и искусственная запись. Некоторые задачи знакомят читателя с историей русской графической системы. 13 часов. Морфемика. Словообразование. Части речи, их основные грамматические категории. В задачах раздела «Звуки в составе морфем» рассматриваются фонетические явления, сопровождающие словообразование, как в историческом плане (исторические чередования, выпадение звуков на стыке морфем и т. п.), так и в синхронном (сингармонизм, гаплология и т. п.) 4 часа. Синтаксис и пунктуация. Данный раздел является наиболее обширным. Он прежде всего содержит задачи на морфологию и синтаксис. В этом же разделе представлены и задачи на словообразование, не затрагивающие семантику слова. Провести чёткое деление внутри этого раздела весьма затруднительно: если можно выделить задачи, затрагивающие лишь морфологические явления, то чисто синтаксических задач немного, поскольку большинство задач, посвящённых синтаксису, в той же мере затрагивают и морфологию. Поэтому, не проводя чётких границ внутри раздела, мы всё же выстраиваем задачи в определённой последовательности: морфология имени - морфология глагола - синтаксис словосочетания - синтаксис предложения. 4 часа. Социолингвистика. В разделе анализируются задачи на значение морфем (словообразовательная семантика), значение слов (лексическая семантика) и значение синтаксических конструкций (семантика синтаксиса). В этом разделе можно найти задачи на термины родства и обозначение чисел в разных языках. 5 часов. Различные виды анализа текста. В раздел попали «комплексные» задачи, в которых в равной мере затрагиваются графика и грамматика, графика и семантика. Кроме того, здесь же представлены задачи, о которых нежелательно заранее сообщать решающему, к какому уровню относится наиболее важное для задачи явление. Решающий задачи знакомится с используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование, изафет, сингармонизм, каузативность, эргативный строй, агглютинация и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются и он доступен для начинающего. 6 часов. Календарно-тематическое планирование Класс: 10 Раздел программы, кол-во часов № Тема занятия Часы аудитор ных занятий Введение 2 часа 1 Введение в курс. Цели и задачи курса. 1 2 1 Фонетика. Орфоэпия. Графика 13 часов 3 А. А. Зализняк – первый составитель лингвистических задач. Разные виды олимпиадных заданий. 1 1 1 12 13 14 15 16 Звуки речи и их характеристики. Звуковой состав слова. Фонетические законы. Исторические фонетические изменения. Ударение. Диалектные фонетические особенности. Звуковые соответствия родственных языков. Основные способы записи слов. Разные системы письма: буквенно-алфавитное, слоговое, иероглифическое. Типы письма с отличным направлением письма. Системы письма с диакритическими знаками. Способы кодировки слов и искусственная запись. История русской графической системы. Части речи, их основные грамматические категории. 17 18 19 20 Исторические чередования. Выпадение звуков на стыке морфем. Сингармонизм, гаплология. Морфология имени. 1 1 1 1 21 22 23 24 Морфология глагола. Синтаксис словосочетания. Синтаксис предложения. Значение морфем. Словообразовательная семантика. 1 1 1 1 25 26 Значение слов. Лексическая семантика. Значение синтаксических конструкций. Семантика синтаксиса. Термины родства. Задачи на и обозначение чисел в разных языках. «Комплексные» задачи, графика и грамматика. «Комплексные» задачи, графика и семантика. Способы анализа языкового материала. Сингармонизм, каузативность. Конструирование лингвистических задач. Выполнение олимпиадной работы. Подведение итогов. Презентация портфолио. 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 Морфемика. Словообразован ие 4 часа Морфология. Синтаксис и пунктуация 4 часа Социолингвист ика 5 часов Различные виды анализа текста 6 часов 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1