Приложение3_РП ВД_Решение лингвистических задач_ 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
курса «Решение лингвистических задач»
для обучающихся 10 классов

п.Троицкий, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. №
1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций»
(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897).
Настоящая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся
общеобразовательных организаций и рассчитана из расчёта 1 час в неделю, всего – 34 часа.
Цели: подготовка учащихся к олимпиаде и государственному экзамену по русскому языку.
Задачи:
 подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
 сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
 научить пользоваться справочной литературой и словарями;
 потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского
языка, которые даются более углублённо.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
у обучающихся будут сформированы
 овладение основными нормами русского литературного язык;
 активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и
письменной речи;
 развитие логического и абстрактного мышления;
 развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
 освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;
 способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
 способности к оценке вклада ученых- лингвистов в развитие русского языка;
Предметные:
у обучающихся будут сформированы
- три вида заданий, предлагаемых на олимпиадах по русскому языку;
- основные особенности каждого из этих видов;

- правописание и произношение (классическое, закрепленное в академических
словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;
- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция,
полногласие и неполногласие, табу и эвфемизмы);
- языковые семьи и группы;
- славянские языки и признаки их родства;
уметь:
- свободно владеть языком, редактировать свои записи;
- владеть лингвистическими терминами;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 углубления и систематизации знаний о языке и речи, развития коммуникативно-речевой
культуры, расширения лингвистического кругозора учащихся;
 опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку;
 обоснованных ответов, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
 навыков владения пунктуационными нормами;
 навыков владения способами действий при применении изученных правил;
 умений исправлять пунктуационные ошибки;
 осознания значимости правильной письменной речи.
Метапредметные:
 у обучающихся будут сформированы
- мыслить логически;
- анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал;
-выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять
тестовые таблицы, давать развернутый
письменный ответ, грамотно выполнять
творческие задания);
-самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (работать со
справочной литературой, знакомиться с трудам
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 языковой и лингвистической компетенций;
 усовершенствованных общеучебных умений: обобщать, сравнивать,
классифицировать, анализировать, оценивать;
 коммуникативных навыков;
 ассоциативного мышления учащихся;
Основные методы и приемы работы над историческим материалом языка:
 слово учителя и сообщения учащихся,
 беседа по сообщенному факту (фактам),
 анализ видеофрагментов,
 анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка,
 решение лингвистических задач,
 анализ художественных текстов,
 выполнение творческих работ исследовательского характера.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов,
головоломок, сказок.
 анализ текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
 практические занятия тренировочного характера
 дистанционная.

Содержание
Введение. Разные виды олимпиадных заданий. 2 часа.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. В данный раздел помещены задачи, посвящённые в первую
очередь именно фонетическим явлениям: звукам речи и их характеристикам, звуковому составу
слова, фонетическим законам, ударению. Сюда же попали задачи, затрагивающие диалектные
фонетические особенности, звуковые соответствия родственных языков, исторические
фонетические изменения, а также фонетическое освоение заимствованных слов. В данный раздел
помещены задачи, в которых главной темой являются способы записи слов. Рассматриваются
разные системы письма, представленные как в древних, так и в современных языках: буквенноалфавитное, слоговое, иероглифическое. В некоторых задачах представлены типы письма с
отличным от привычного нам (слева-направо) направлением письма: сверху вниз, справа налево
или даже более сложные случаи записи, как в корейском письме. Во многих задачах
рассматриваются системы письма с диакритическими (надстрочными и подстрочными) знаками.
В нескольких задачах предлагаются способы кодировки слов и искусственная запись. Некоторые
задачи знакомят читателя с историей русской графической системы. 13 часов.
Морфемика. Словообразование. Части речи, их основные грамматические категории. В задачах
раздела «Звуки в составе морфем» рассматриваются фонетические явления, сопровождающие
словообразование, как в историческом плане (исторические чередования, выпадение звуков на
стыке морфем и т. п.), так и в синхронном (сингармонизм, гаплология и т. п.) 4 часа.
Синтаксис и пунктуация. Данный раздел является наиболее обширным. Он прежде всего
содержит задачи на морфологию и синтаксис. В этом
же разделе представлены и задачи на словообразование, не затрагивающие семантику слова.
Провести чёткое деление внутри этого раздела весьма затруднительно: если можно выделить
задачи, затрагивающие лишь морфологические явления, то чисто синтаксических задач немного,
поскольку большинство задач, посвящённых синтаксису, в той же мере затрагивают и
морфологию. Поэтому, не проводя чётких границ внутри раздела, мы всё же выстраиваем задачи
в определённой последовательности: морфология имени - морфология глагола - синтаксис
словосочетания - синтаксис предложения. 4 часа.
Социолингвистика. В разделе анализируются задачи на значение морфем (словообразовательная
семантика), значение слов (лексическая семантика) и значение синтаксических конструкций
(семантика синтаксиса). В этом разделе можно найти задачи на термины родства и обозначение
чисел в разных языках. 5 часов.
Различные виды анализа текста. В раздел попали «комплексные» задачи, в которых в равной
мере затрагиваются графика и грамматика, графика и семантика. Кроме того, здесь же
представлены задачи, о которых нежелательно заранее сообщать решающему, к какому уровню
относится наиболее важное для задачи явление. Решающий задачи знакомится с используемыми в
лингвистике способами анализа языкового материала, самостоятельно «открывает» многие
лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование, изафет, сингармонизм,
каузативность, эргативный строй, агглютинация и многие другие, хотя в самом материале задачи
специальные термины не используются и он доступен для начинающего. 6 часов.

Календарно-тематическое планирование
Класс: 10
Раздел
программы,
кол-во часов

№

Тема занятия

Часы
аудитор
ных
занятий

Введение
2 часа

1

Введение в курс. Цели и задачи курса.

1

2

1

Фонетика.
Орфоэпия.
Графика
13 часов

3

А. А. Зализняк – первый составитель лингвистических
задач.
Разные виды олимпиадных заданий.

1
1
1

12
13
14
15
16

Звуки речи и их характеристики.
Звуковой состав слова.
Фонетические законы. Исторические фонетические
изменения.
Ударение.
Диалектные фонетические особенности.
Звуковые соответствия родственных языков.
Основные способы записи слов.
Разные системы письма: буквенно-алфавитное, слоговое,
иероглифическое.
Типы письма с отличным направлением письма.
Системы письма с диакритическими знаками.
Способы кодировки слов и искусственная запись.
История русской графической системы.
Части речи, их основные грамматические категории.

17
18
19
20

Исторические чередования.
Выпадение звуков на стыке морфем.
Сингармонизм, гаплология.
Морфология имени.

1
1
1
1

21
22
23
24

Морфология глагола.
Синтаксис словосочетания.
Синтаксис предложения.
Значение морфем. Словообразовательная семантика.

1
1
1
1

25
26

Значение слов. Лексическая семантика.
Значение синтаксических конструкций. Семантика
синтаксиса.
Термины родства.
Задачи на и обозначение чисел в разных языках.
«Комплексные» задачи, графика и грамматика.
«Комплексные» задачи, графика и семантика.
Способы анализа языкового материала.
Сингармонизм, каузативность.
Конструирование лингвистических задач.
Выполнение олимпиадной работы. Подведение итогов.
Презентация портфолио.

1
1

4
5
6
7
8
9
10
11

Морфемика.
Словообразован
ие
4 часа
Морфология.
Синтаксис и
пунктуация
4 часа
Социолингвист
ика
5 часов

Различные
виды анализа
текста
6 часов

27
28
29
30
31
32
33
34

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».