Приложение3_РП ВД _ РЛЗ 11 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
______________________ Е.В. Мусиенко
Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Решение лингвистических задач»
для обучающихся 11 класса

п. Троицкий 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Настоящая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся общеобразовательных организаций и рассчитана из расчёта
1 час в неделю, всего – 35 часов.
Цели: подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
 подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
 сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
 научить пользоваться справочной литературой и словарями;
 потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящей программе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
у обучающихся будут сформированы
 овладение основными нормами русского литературного язык;
 активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

 развитие логического и абстрактного мышления;
 развитие стойкого интереса учащихся к русскому языку.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
 освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;
 способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
 способности к оценке вклада ученых- лингвистов в развитие русского языка;
Предметные:
у обучающихся будут сформированы
- три вида заданий, предлагаемых на олимпиадах по русскому языку;
- основные особенности каждого из этих видов;
- правописание и произношение (классическое, закрепленное в академических
словарях) наиболее часто встречающихся в олимпиадных заданиях слов;
- лингвистические термины: омонимия частей речи, паронимы, плеоназм, транскрипция, полногласие и неполногласие, табу и
эвфемизмы);
- языковые семьи и группы;
- славянские языки и признаки их родства;
уметь:
- свободно владеть языком, редактировать свои записи;
- владеть лингвистическими терминами;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 углубления и систематизации знаний о языке и речи, развития коммуникативно-речевой культуры, расширения лингвистического
кругозора учащихся;
 опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку;
 обоснованных ответов, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
 навыков владения пунктуационными нормами;
 навыков владения способами действий при применении изученных правил;
 умений исправлять пунктуационные ошибки;
 осознания значимости правильной письменной речи.
Метапредметные:
 у обучающихся будут сформированы

- мыслить логически;
- анализировать и синтезировать предлагаемый в ходе конкурсов материал;
-выполнять задания, учитывая особенности каждого вида (работать с тестами, заполнять
тестовые таблицы, давать развернутый
письменный ответ, грамотно выполнять творческие задания);
-самостоятельно повышать свой интеллектуальный и культурный уровень (работать со справочной литературой, знакомиться с трудам
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 языковой и лингвистической компетенций;
 усовершенствованных общеучебных умений: обобщать, сравнивать,
классифицировать, анализировать, оценивать;
 коммуникативных навыков;
 ассоциативного мышления учащихся;
Основные методы и приемы работы над историческим материалом языка:
 слово учителя и сообщения учащихся,
 беседа по сообщенному факту (фактам),
 анализ видеофрагментов,
 анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка,
 решение лингвистических задач,
 анализ художественных текстов,
 выполнение творческих работ исследовательского характера.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок,
рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
 практические занятия тренировочного характера
 дистанционная.
Содержание
Введение. Разные виды олимпиадных заданий. 2 часа.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. В данный раздел помещены задачи, посвящённые в первую очередь именно фонетическим явлениям: звукам
речи и их характеристикам, звуковому составу слова, фонетическим законам, ударению. Сюда же попали задачи, затрагивающие диалектные

фонетические особенности, звуковые соответствия родственных языков, исторические фонетические изменения, а также фонетическое освоение
заимствованных слов. В данный раздел помещены задачи, в которых главной темой являются способы записи слов. Рассматриваются разные
системы письма, представленные как в древних, так и в современных языках: буквенно-алфавитное, слоговое, иероглифическое. В некоторых
задачах представлены типы письма с отличным от привычного нам (слева-направо) направлением письма: сверху вниз, справа налево или даже
более сложные случаи записи, как в корейском письме. Во многих задачах рассматриваются системы письма с диакритическими (надстрочными
и подстрочными) знаками. В нескольких задачах предлагаются способы кодировки слов и искусственная запись. Некоторые задачи знакомят
читателя с историей русской графической системы. 13 часов.
Морфемика. Словообразование. Части речи, их основные грамматические категории. В задачах раздела «Звуки в составе морфем»
рассматриваются фонетические явления, сопровождающие словообразование, как в историческом плане (исторические чередования, выпадение
звуков на стыке морфем и т. п.), так и в синхронном (сингармонизм, гаплология и т. п.) 4 часа.
Синтаксис и пунктуация. Данный раздел является наиболее обширным. Он прежде всего содержит задачи на морфологию и синтаксис. В этом
же разделе представлены и задачи на словообразование, не затрагивающие семантику слова. Провести чёткое деление внутри этого раздела
весьма затруднительно: если можно выделить задачи, затрагивающие лишь морфологические явления, то чисто синтаксических задач немного,
поскольку большинство задач, посвящённых синтаксису, в той же мере затрагивают и морфологию. Поэтому, не проводя чётких границ внутри
раздела, мы всё же выстраиваем задачи в определённой последовательности: морфология имени - морфология глагола - синтаксис
словосочетания - синтаксис предложения. 4 часа.
Социолингвистика. В разделе анализируются задачи на значение морфем (словообразовательная семантика), значение слов (лексическая
семантика) и значение синтаксических конструкций (семантика синтаксиса). В этом разделе можно найти задачи на термины родства и
обозначение чисел в разных языках. 5 часов.
Различные виды анализа текста. В раздел попали «комплексные» задачи, в которых в равной мере затрагиваются графика и грамматика,
графика и семантика. Кроме того, здесь же представлены задачи, о которых нежелательно заранее сообщать решающему, к какому уровню
относится наиболее важное для задачи явление. Решающий задачи знакомится с используемыми в лингвистике способами анализа языкового
материала, самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, такие, как фонема, морфема, согласование, изафет, сингармонизм,
каузативность, эргативный строй, агглютинация и многие другие, хотя в самом материале задачи специальные термины не используются и он
доступен для начинающего. 7 часов.

Календарно-тематическое планирование
Класс: 11
Учитель: В.В.Брызгалова
Раздел программы,
кол-во часов

№

Введение
2 часа
Фонетика. Орфоэпия.
Графика
13 часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Морфемика.
Словообразование
4 часа
Морфология.
Синтаксис и
пунктуация

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дата
проведени
я

Тема занятия

Введение в курс. Цели и задачи курса.
А. А. Зализняк – первый составитель лингвистических задач.
Разные виды олимпиадных заданий.
Звуки речи и их характеристики.
Звуковой состав слова.
Фонетические законы. Исторические фонетические изменения.
Ударение.
Диалектные фонетические особенности.
Звуковые соответствия родственных языков.
Основные способы записи слов.
Разные системы письма: буквенно-алфавитное, слоговое,
иероглифическое.
Типы письма с отличным направлением письма.
Системы письма с диакритическими знаками.
Способы кодировки слов и искусственная запись.
История русской графической системы.
Части речи, их основные грамматические категории.
Исторические чередования.
Выпадение звуков на стыке морфем.
Сингармонизм, гаплология.
Морфология имени.
Морфология глагола.
Синтаксис словосочетания.

Часы
аудиторны
х занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 часа
Социолингвистика
5 часов

Различные виды
анализа текста
7 часов

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Синтаксис предложения.
Значение морфем. Словообразовательная семантика.
Значение слов. Лексическая семантика.
Значение синтаксических конструкций. Семантика синтаксиса.
Термины родства.
Задачи на и обозначение чисел в разных языках.
«Комплексные» задачи, графика и грамматика.
«Комплексные» задачи, графика и семантика.
Способы анализа языкового материала.
Сингармонизм, каузативность.
Конструирование лингвистических задач.
Подведение итогов. Презентация портфолио.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».