МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Рассмотрена Утверждена на заседании педагогического приказом № 3008-1 от совета 30.08.2024 № 1 от 29.08.2024 директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62» _________________/Е.В. Мусиенко/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «ЧЕРЧЕНИЕ» (название учебного предмета, курса, в соответствии с учебным планом) для учащихся 10-11 классов п. Троицкий 2024г. I. Пояснительная записка Настоящая программа по черчению для 10-11 классов создана на основе: • федерального компонента государственного стандарта (2004 г.); • программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение. 2004; • образовательной программы МКОУ «Троицкая СОШ № 62»; • рабочего учебного плана МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания. Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика. В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем. В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом Цели и задачи курса: Программа ставит целью: научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся задачи: сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; -ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; -обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; -развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; -обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами; -прививать культуру графического труда. • В соответствии с учебным планом МКОУ «Троицкая СОШ № 62» на изучение предмета «Черчение» отводится: В 10 классе – 17 часа (0,5 час. в неделю); В 11 классе – 17 часа (0,5 час в неделю). Всего: 34 часа за два года. I. Требования к уровню подготовки обучающихся: В результате изучения предмета ученик должен: знать/понимать: - технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; - условно-графические символы и обозначения для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. уметь: - организовывать рабочее место для выполнения графических работ. - выбирать способы графического отображения объекта или процесса; - выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; - применять компьютерные технологии выполнения графических работ; - использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов; - выполнять построение чертежа и технического рисунка; - соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; - читать чертежи, схемы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - построения собственной образовательной траектории, выбора профессии, связанной с выполнением чертежных и графических работ. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. На уроках черчения в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими предметами как технология, информатика и др. Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план работы и эскиз, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения черчения в основной школе представляют собой освоенный обучающимися, опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применении, а также систему основополагающих элементов научного знания; - приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; - развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления; - развитие визуально – пространственного мышления; - приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; - формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения. Основные формы: индивидуальная и групповая. Традиционные методы обучения: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями, 3. Практические методы: графические работы, тесты и кроссворды, Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые и творческие игры, дискуссии, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, и другие. Средства обучения: -для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (пособия, шаблоны, образцы материалов, наброски и др.), технические средства обучения (компьютер и экран) использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (интернет). Использование информационно - коммуникативных технологий на всех этапах урока: при проверке домашнего задания (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point; презентации проектов обучающихся), при повторении пройденного материала (электронные учебники, интерактивные кроссворды), при контроле знаний обучающихся (тестовые задания, созданные в программе Word, раздаточный материал; онлайн тесты в сети Интернет), при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point; использование сети Интернет для сбора исторических справок, пособий, фотографий и дополнительной информации. II. Содержание программы учебного предмета (курса) 10 КЛАСС ( 17 ч.) Введение (1 ч.) Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж, как основной графический инструмент. Современные технологии выполнения чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Порядок работы учащихся. Правила оформления чертежей ( 2ч.) Государственные стандарты ЕСКД. Стандартный шрифт. Основные закономерности написания букв и цифр. Написание букв до 5 мм. Типы линий. Форматы. Основная надпись чертежа.. Выполнение задания на формате А4. Общие правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы Геометрические построения ( 3 ч.) Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка прямой на равные части. Построение и деление углов. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников. Сопряжения. Построение эллипса. Графическая работа №1: по наглядному изображению детали выполнить ее чертеж, применяя правила построения сопряжения. Параллельное проецирование (4 ч.) Проецирование. Аксонометрические проекции. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрия геометрических тел. Аксонометрические проекции цилиндра, конуса и предметов, имеющих поверхности вращения. Технический рисунок. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольные проекции отрезков прямых линий. Чертежи плоских фигур. Чертежи геометрических тел. Проекции группы геометрических тел. Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Виды. Количество видов на чертежах. Графическая работа №2: по наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах, мысленно удалив те части, которые отмечены точками. Чтение и выполнение чертежей (2 ч.) Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей. Моделирование по чертежу. Построение проекции точки, лежащей на поверхности предмета. Выполнение эскизов. Графическая работа №3: в рабочей тетради выполнить эскиз детали с натуры и ее технический рисунок. Сечения и разрезы (2 ч.) Сечения. Обозначения материалов в сечениях. Творческие задачи по теме «Сечение». Проектирование формы детали по ее сечению. Графическая работа №4: по наглядному изображению одной из деталей выполнить ее чертеж, содержащий сечения. Разрезы. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи при построении разрезов. Творческие задачи по теме «Разрезы». Разрезы на аксонометрических проекциях (1 ч.) Графическая работа №5: по чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрию или технический рисунок с вырезом. Изделие. Соединение деталей в изделии (1 ч.) Общие сведения об изделии. Общие сведения о соединении деталей в изделии. Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах. Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей. Решение творческих задач по теме «Соединение деталей» Сборочные чертежи (1 ч.) Сборочный чертеж. Назначение сборочного чертежа. Изображения на сборочном чертеже. Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Номера позиций на сборочном чертеже. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Графическая работа №7: по сборочным чертежам изделий выполнить эскиз одной из указанных деталей. 11 КЛАСС ( 17 ч.) Введение (1 ч.) Вводный урок. Правила техники безопасности. Цели, задачи, содержание учебного курса. Материалы, инструменты, принадлежности. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (1 ч.) Линии чертежа. Правила оформления чертежей. Практическая работа №1. Виды чертежа (3 ч.) Изображения – виды, разрезы, сечения. Виды. Определение названия видов. Графическая работа №1: по наглядному изображению выполнить чертёж детали. Практическая работа №2: по двум видам модели построить третий вид и изометрию. Сечения и разрезы (5 ч.) Определение сечений и разрезов. Их сходство и различие. Дополнительные и местные виды. Определение, назначение, правила выполнения. Графическая работа №2: построение дополнительных видов и разрезов. Местный разрез. Правила выполнения местных разрезов. Графическая работа №3: выполнение соединения части вида и части разреза. Сечения. Виды сечений. Определение, способы получения сечений. Секущая плоскость. Разрезы и сечения (обобщение темы). Выполнение упражнений на построение частных случаев разрезов и сечений. Нанесение размеров (1 ч.) Виды размеров. Правила нанесения линейных и угловых размеров. Частные случаи нанесения размеров. Графическая работа №4: нанесение размеров на чертеже токарной детали. Сборочные чертежи ( 5 ч.) Изображение резьбы. Виды резьбы. Практическая работа №3: изображение деталей с резьбой в собранном виде. Графическая работа №5: изображение детали в собранном виде, нанесение размеров. Различные виды упрощенных и условных изображений крепежных деталей. Практическая работа №4: упрощенные и условные изображения крепежных деталей. Правила выполнения чертежей деталей, сборочных чертежей, общих видов Условности и упрощения на сборочных чертежах. Практическая работа №8: построение условного вида сверху и слева по главному виду. Использование и чтение условны х обозначений для выполнения чертежей деталей. Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного материала (1 ч.) Основные особенности строительных чертежей. Условные изображения на строительных чертежах. Порядок чтения строительных чертежей. Обобщение пройденного материала. III. Тематическое планирование 10 КЛАСС ( 17ч.) № п/п Название раздела, темы Кол-во часов 1. Введение 1 2. Правила оформления чертежей 2 3. Геометрические построения 3 4. Параллельное проецирование 4 5. Чтение и выполнение чертежей 2 6. Сечения и разрезы 2 7. Разрезы на аксонометрических проекциях 1 8. Изделие. Соединение деталей в изделии 1 9. Сборочные чертежи 1 Всего: 17 часов 11 КЛАСС ( 17 ч.) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название раздела, темы Введение Техника выполнения чертежей и правила их оформления Виды чертежа Сечения и разрезы Нанесение размеров Сборочные чертежи Чтение строительных чертежей, обобщение пройденного материала. Всего: Кол-во часов 1 1 3 5 1 5 1 17 ч. IV. Учебно-методическое обеспечение 1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. М.: АСТ, Астрель,2014. 2.Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями. 3.Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990. 4.Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004. 5.Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 1978. 6.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991. 7. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. М.:Дрофа; Астрель, 2019. V. Календарно-тематическое планирование по предмету «Черчение» 10 класс Количество часов в год: 17 часов № п/п Название раздела. Тема урока. Колво часов Введение (1 ч.) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж, как основной графический инструмент. Современные технологии выполнения чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Порядок работы учащихся. Правила оформления чертежей (2 ч.) Государственные стандарты ЕСКД. Стандартный шрифт. Основные закономерности написания букв и цифр. Написание букв до 5 мм. Типы линий. Форматы. Основная надпись чертежа.. Выполнение задания на формате А4. Общие правила нанесения размеров на чертежах. Масштабы. Геометрические построения (3 ч.) Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка прямой на равные части. Построение и деление углов. Деление окружности на равные части и построение правильных многоугольников. Сопряжения. Построение эллипса. Графическая работа №1: по наглядному изображению детали выполнить ее чертеж, применяя правила построения сопряжения. Параллельное проецирование ( 4 ч.) Проецирование. Аксонометрические проекции. Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций. Аксонометрия геометрических тел. Аксонометрические проекции цилиндра, конуса и предметов, имеющих поверхности вращения. Технический рисунок. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольные проекции отрезков прямых линий. Чертежи плоских фигур. Чертежи геометрических тел. Проекции группы геометрических тел. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения урока по факт. плану Примечани я 10 11 12 13 14 15 16 17 Проецирование предметов на две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Виды. Количество видов на чертежах. Графическая работа №2: по наглядному изображению детали выполнить чертеж в трех видах. Чтение и выполнение чертежей (2 ч.) Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежей. Моделирование по чертежу. Построение проекции точки, лежащей на поверхности предмета. Выполнение эскизов. Графическая работа №3: в рабочей тетради выполнить эскиз детали с натуры и ее технический рисунок. Сечения и разрезы (2 ч.) Сечения. Обозначения материалов в сечениях. Творческие задачи по теме «Сечение». Проектирование формы детали по ее сечению. Графическая работа №4: по наглядному изображению одной из деталей выполнить ее чертеж, содержащий сечения. Разрезы. Соединение вида и разреза. Местные разрезы. Особые случаи при построении разрезов. Творческие задачи по теме «Разрезы» Разрезы на аксонометрических проекциях (1 ч.) Графическая работа №5: по чертежу детали выполнить необходимые разрезы. Построить изометрию или технический рисунок с вырезом. Изделие. Соединение деталей в изделии (1 ч.) Общие сведения об изделии. Общие сведения о соединении деталей в изделии. Условные изображения и обозначения резьбы на чертежах. Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей. Сборочные чертежи (4 ч.) Сборочный чертеж. Назначение сборочного чертежа. Изображения на сборочном чертеже. Размеры, наносимые на сборочных чертежах. Номера позиций на сборочном чертеже. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Графическая работа № 6: по сборочным чертежам изделий выполнить эскиз одной из указанных деталей. 1 1 1 1 1 1 1 1