МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62» ______________________ Е.В. Мусиенко Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Россия в мире» для обучающихся 11 классов п.Троицкий 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету Россия в мире составлена в соответствии с: федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Троицкая СОШ №62» Рабочая программа. Россия в мире с древнейших времён до начала XX века. Базовый уровень. 11 класс. / О. В. Волобуев, В. А. Клоков, С. В. Тырин. — М. : Дрофа, 2017. — 26 с. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Личностными результатами изучения на данном этапе обучения являются: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расо- вым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметными результатами изучения на данном этапе обучения являются: Реализация системно-деятельностного подхода при изучении школьниками курса «Россия в мире» позволит достичь метапредметных результатов, обозначенных во ФГОС СОО. К указанным результатам относятся: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются: сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.; сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности; сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания ее прошлого и настоящего; сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире; сформированность умений использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего; сформированность умений сравнительного анализа исторических событий, происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды; сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения; сформированность представлений об особенностях современного глобального общества, информационной политике и механизмах создания образа исторической и современной России в мире; сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России. Выпускник на базовом уровне научится: использовать комплекс знаний об основных этапах, ключевых событиях истории многонационального Российского государства и человечества в целом; использовать понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа, межпредметные связи для осмысления, раскрытия сущности, причинно-следственных связей и значения событий, процессов и явлений прошлого и современности; раскрывать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса и роль многих поколений россиян во взаимодействии другими государствами и народами во всех сферах, в том числе в современном глобальном мире; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выделять причинно-следственные связи и исторические предпосылки современного положения РФ на международной арене; сравнивать историческое развитие России и других стран, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности их исторического развития;4 излагать круг дискуссионных, «трудных» вопросов истории и существующие в науке их современные версии и трактовки; раскрывать историко-культурное многообразие народов России, содержание основополагающих общероссийских символов, культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельств и целей его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность; использовать навыки проектной деятельности, умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике в условиях открытого информационного общества; характеризовать важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; составлять собственное суждение об историческом наследии народов России и мира; различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; уважительно относиться к историко-культурному наследию народов России и мира; знать и сопоставлять между собой различные варианты развития народов мира; знать историю возникновения и развития основных философских, экономических, политико-правовых течений в мире, особенности их реализации в России. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, для соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории; применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах; использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений; анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации; раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии; целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, соци- альной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.; применять приемы самообразования в области общественно-научного (социально-гуманитарного) познания для дальнейшего получения профессионального образования; использовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; выявлять, понимать и прогнозировать развитие политических приоритетов России с учетом ее исторического опыта. Содержание программы РОССИЯ В МИРЕ Введение. Предмет изучения исторической науки. Исторические источники. Основные подходы к пониманию истории. Современный этап развития исторической науки. Отличие истории от мифологии. Тема I. От первобытности к древним цивилизациям. Древнейшее человечество и цивилизации Древнего Востока. Человечество в древности. Неолитическая революция и ее последствия. Цивилизации Северо-Восточной Африки и Западной Азии. Государства Восточного Средиземноморья. Индо-буддийская и китайско-конфуцианская цивилизации. Хозяйство, власть и общество на Древнем Востоке. Религия и культура цивилизаций Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Античное Средиземноморье. Северное Причерноморье в античную эпоху. Культурное наследие Античности. Возникновение и распространение христианства. Тема II. Средневековое общество в VI—X вв. Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций. Поздняя Римская империя и мир варваров. Рождение западноевропейской цивилизации. Византия и восточно- христианская цивилизация. Судьба славянских народов. Христианская церковь на Западе и Востоке. Античное наследие и Средневековье. Средневековые цивилизации Востока. Китайская и индийская цивилизации в раннее Средневековье. Ислам — новая мировая религия. Арабские завоевания и рождение мусульманской цивилизации. Раскол в исламе. Культура мусульманских стран. Народы и государства Восточной Европы в раннее Средневековье. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Этническая карта Восточной Европы. Хазарский каганат и Волжская Булгария. Занятия и общественный строй восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Формирование Древнерусского государства. Наследники Рюрика. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. Русская Правда. Культура и быт населения Древней Руси. Новые обычаи. Образование и литература. Архитектура и живопись. Бытовая культура. Тема III. Россия и мир в XI — середине XV в. Экономическое, социальное и политическое развитие Западной Европы. Западноевропейский феодализм. Кризис традиционного аграрного общества. Политическое развитие Западной Европы. Изменение роли церкви в жизни общества. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Западноевропейская, восточно-христианская и мусульманская цивилизации в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе. Политическая раздробленность Руси. От княжеских усобиц к политической раздробленности. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Социально-политические модели и внешняя политика. ВладимироСуздальское княжество. Новгородская земля. Русские княжества и Золотая Орда. Монгольская империя. Нашествие на Восточную и Центральную Европу. Золотая Орда. Орда и Русь. Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры Руси. Великое княжество Литовское и Русское. Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость. Наследники Дмитрия Донского. Распад Золотой Орды. Русская средневековая культура. Культурные центры периода раздробленности. Подъем культуры после нашествия Батыя. Книжное дело и литература. Архитектура: храмы и крепости. Великие живописцы. Тема IV. Мир в начале Нового времени Европа меняет себя и мир. Модернизация европейской экономики. Изменение в социальной структуре западноевропейского общества. Великие географические открытия и колониальные захваты. Реформация и религиозный раскол в Европе. Протестантская этика и капитализм. Формирование Российского государства. От Руси к России. На пути к централизации власти. «Москва — Третий Рим». Экономический подъем. Страны Западной Европы в XVII в. Социальноэкономическое и политическое развитие Европы в XVI—XVII вв. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм в XVI—XVII вв. Английская революция XVII в. Кризис государства и общества в России. Смутное время. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Иноземная интервенция и народные ополчения. Становление самодержавия Романовых. Ликвидация по следствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономическом и социальном строе. Новые явления в духовной жизни общества. Начало формирования многонационального Российского государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины. Русская культура середины XV—XVII в. Основные тенденции в развитии культуры. Книжное дело и литература. Архитектура: новые стили. Живопись: от иконы к парсуне. Тема V. Запад и Россия в эпоху Просвещения Эпоха Просвещения. Успехи в науке как предпосылки Просвещения. Общественные идеалы эпохи Просвещения. Развитие просветительских идей в XVIII столетии. «Просвещенный абсолютизм». Революции XVIII столетия. Западная Европа перед эпохой революций. Англия и североамериканские колонии. Американская революция. Франция перед революцией. Начало Великой французской революции. Падение абсолютизма во Франции. Якобинская диктатура и завершение Великой французской революции. Власть и общество в России в XVIII в. Необходимость преобразований. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. Борьба за наследие Петра. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант. Социальноэкономическое развитие России. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII вв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. Золотой век дворянства. Расширение территории Российской империи. Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII в. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи. Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре XVIII в. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Тема VI. Индустриальная цивилизация в XIX в. Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн. Империя Наполеона I. Русско-французские отношения. Отече ственная война 1812 года. Завершение эпохи Наполеоновских войн. Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Начало промышленного переворота в Англии. Технический прогресс. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота. Идейные течения и политические партии. «Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идеи национализма на Западе. Революции и реформы. Революции середины XIX в. во Франции. Революционное движение в других странах Европы. Реформы в Великобритании. Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй — Испании и Португалии. Появление новых колониальных империй — Голландии, Франции и Англии. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Последствия и новое расширение европейской колонизации в Африке и Азии. Модернизационные процессы в мире великих держав. Борьба против рабства и процессы модернизации в США. Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры и новые явления в мировой экономике. Общественные движения и политические партии во второй половине XIX в. Тема VII. Россия на пути модернизации Российское государство в первой половине XIX в. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIX в. Новые явления в социально-экономической сфере. Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. В поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей «русского социализма». Реформы 1860— 1870 гг. в России. Новый рубеж в истории России. Преобразования 1860— 1870 гг. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период. Социально-экономическая политика Александра III (1881—1894). Общественное движение в России во второй половине XIX в. Рост общественной активности. Консерватизм. Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии в России. Россия — многонациональная империя. Управление территориями, присоединенными к России в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Русские переселенцы в Сибири и на Дальнем Востоке. Пути создания империи. Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Венский конгресс и Священный союз. Восточный вопрос в международной политике и Россия. Крымская война. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Тема VIII. Россия и мир в начале ХХ в. Внешняя политика России в начале XX в. Политическая карта мира. Внешнеполитическое положение России. Русско-японская война. Россия и европейские военно-политические союзы. Новые тенденции в развитии индустриального общества. Страны Запада. Процессы глобальной модернизации и Россия. Идейные течения и политические партии в России. Начало модернизации в странах Востока. Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков. Модернизационные процессы в экономике и обществе. Самодержавная монархия и ее социальная опора. Возникновение революционных организаций и партий. Первая российская революция. Причины, начало и особенности первой революции. Всероссийская Октябрьская политическая стачка и Манифест 17 октября. Восстания в конце 1905 г. и Основные законы апреля 1906 г. Первая и вторая Государственная дума в условиях спада революции. Итоги и последствия революции. Думская монархия и столыпинские реформы. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Экономика и общество накануне Первой мировой войны. Тема IX. Наука и культура в XIX — начале XX в. Развитие мировой научной мысли. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Основные направления художественной культуры. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство. Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет. Развитие российской культуры в начале ХХ в. Серебряный век. Тенденции культурного синтеза. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард.__ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тема урока Количество часов I полугодие Введение Введение 1 От первобытности к древним цивилизациям. (2 ч) Древнейшее человечество и цивилизации Древнего 1 Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. 1 Средневековое общество в VI—X вв. (4 ч) Становление западноевропейской и 1 восточнохристианской цивилизации. Средневековые цивилизации Востока. Народы и государства Восточной Европы в раннее 1 Средневековье. Возникновение Древнерусского государства. 1 Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. Культура и 1 быт населения Древней Руси. Россия и мир в XI — середине. (6 ч) Экономическое, социальное и политическое 1 развитие Западной Европы. Взаимодействие средневековых цивилизаций Политическая раздробленность Руси 1 Русские княжества и Золотая Орда 1 Москва во главе объединения русских земель 1 Русская средневековая культура 1 Самостоятельная работа и проектная деятельность 1 учащихся Мир в начале Нового времени (69 ч) Европа меняет себя и мир. 1 Формирование Российского государства. 1 Страны Западной Европы в XVII в. 1 Кризис государства и общества в России. 1 Становление самодержавия Романовых. Начало формирования многонационального 1 Российского государства. Русская культура середины XV- XVII вв. 1 II полугодие. Запад и Россия в эпоху Просвещения. (5 ч) Эпоха Просвещения. 1 Революции XVIII столетия. 2 Власть и общество в России в XVIII в. 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Социально-экономическое развитие России. Расширение территории Российской империи. Образование, наука и культура. Индустриальная цивилизация в XIX в. (4 ч) Западная Европа и Россия в эпоху Наполеоновских войн Промышленный переворот и становление индустриального Запада Идейные течения и политические . Революции и реформы Колониальные империи. Модернизационные процессы в мире великих держав Тема VII. Россия на пути модернизации (2 ч) Российское государство в первой половине XIX в .Общественная жизнь России в первой половине XIX в. Реформы 1860—1870 гг. в России. Общественное движение в России во второй половине XIX в. Россия и мир в начале ХХ в. (2 ч) Россия в системе международных отношений. 1815—1878 гг. Российская империя: самодержавие и общество на рубеже веков Наука и культура в XIX — начале XX в. (2 x) Развитие мировой научной мысли. Мировая литература и художественная культура Культура России в XIX-нач. XX в. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КАЛАЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п Тема урока Количество часов I полугодие Введение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Введение 1 От первобытности к древним цивилизациям. (2 ч) Древнейшее человечество и цивилизации 1 Древнего Востока. Античные цивилизации 1 Средиземноморья. Средневековое общество в VI—X вв. (4 ч) Становление западноевропейской и 1 восточнохристианской цивилизации. Средневековые цивилизации Востока. Народы и государства Восточной Европы 1 в раннее Средневековье. Возникновение Древнерусского 1 государства. Крещение Руси. Древнерусское государство и общество. 1 Культура и быт населения Древней Руси. Россия и мир в XI — середине. (6 ч) Экономическое, социальное и 1 политическое развитие Западной Европы. Взаимодействие средневековых цивилизаций Политическая раздробленность Руси 1 Русские княжества и Золотая Орда 1 Москва во главе объединения русских 1 земель Русская средневековая культура 1 Самостоятельная работа и проектная 1 деятельность учащихся Мир в начале Нового времени (69 ч) Европа меняет себя и мир. 1 Формирование Российского государства. 1 Страны Западной Европы в XVII в. 1 Кризис государства и общества в России. 1 Становление самодержавия Романовых. Начало формирования 1 многонационального Российского государства. Русская культура середины XV- XVII вв. 1 Дата II полугодие. Запад и Россия в эпоху Просвещения. (5 ч) 20 Эпоха Просвещения. 1 21 Революции XVIII столетия. 2 22 Власть и общество в России в XVIII в. 1 23 Социально-экономическое развитие 1 России. Расширение территории Российской империи. 24 Образование, наука и культура. 1 Индустриальная цивилизация в XIX в. (4 ч) 25 Западная Европа и Россия в эпоху 1 Наполеоновских войн 26 Промышленный переворот и становление 1 индустриального Запада 27 Идейные течения и политические . 1 Революции и реформы 28 Колониальные империи. 1 Модернизационные процессы в мире великих держав Тема VII. Россия на пути модернизации (2 ч) 29 Российское государство в первой 1 половине XIX в .Общественная жизнь России в первой половине XIX в. 30 Реформы 1860—1870 гг. в России. 1 Общественное движение в России во второй половине XIX в. Россия и мир в начале ХХ в. (2 ч) 31 Россия в системе международных 1 отношений. 1815—1878 гг. 32 Российская империя: самодержавие и 1 общество на рубеже веков Наука и культура в XIX — начале XX в. (2 x) 33 Развитие мировой научной мысли. 1 Мировая литература и художественная культура 34 Культура России в XIX-нач. XX в. 1