Приложение3_РП_по_МХК_10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого
городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МКОУ
"Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от
«31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «Мировая художественная культура»
для учащихся 10-11 классов

п. Троицкий 2023

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования по мировой художественной
культуре, примерной программы среднего общего образования по мировой художественной
культуре для базового уровня, учебного плана МКОУ «Троицкой СОШ № 62» на 2023-2024
учебный год.
Программа ориентирована на УМК «Искусство для 10 и 11 класса» под редакцией Г.И.
Даниловой.
Для обучения используются учебники для обучающихся общеобразовательных
учреждений «МХК 10 класс», «МХК 11 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа». Учебники
включены в федеральный перечень учебников, рекомендованы Министерством образования и
науки РФ. Материал изучается на базовом уровне.
Учебный план МКОУ «Троицкой СОШ № 62» отводит 34 часа, из расчета по 1
учебному часу в неделю в каждом классе.
Цели обучения 10 класс
Цель: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до
современности.
Задачи обучения
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1.
развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественнотворческие способности;
2.
воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении
ценностей мировой культуры;
3.
освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре,
их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
4.
овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
5.
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
11 класс
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего
образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественнотворческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении
ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре,
их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их
художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественноисторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля
выдающихся художников – творцов;
формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой
художественной культуры.
.
Задачи обучения
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
изучение культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по
которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства,
развитие
художественно-эстетического
вкуса,
ассоциативно-образного
мышления и творческих способностей формирование системного взгляда на мировую
художественную культуру, адекватного восприятия и критической оценки произведений
искусства,
воспитание толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой
мотивации различных народов осознание роли и места.

2.Планируемые предметные результаты 10 класс
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:
3

• характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох,

стилей и направлений мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
• основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой
художественной культуры;
• основные средства выразительности разных видов искусства; уметь:
• сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с
определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой,
автором;
• устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
• пользоваться
основной
искусствоведческой
терминологией
при
анализе
художественного произведения;
• осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников
(словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы
Интернета и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и
повседневной жизни:
• выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной
деятельности;
• использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном
творчестве;
• участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной
межпредметной деятельности;
• проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады,
сообщения);
• участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
11 класс
Ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной
деятельности;
использовать
выразительные
возможности разных
видов
искусства
в
самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной
межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты,
доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

4

3. Содержание учебного предмета 10 класс
Раздел 1. «Древние цивилизации» (6 часов)
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве.
Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия.
Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма
(татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы
Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы
фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в
художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте
(привычки, суеверия и др).
Формы организации учебных занятий: беседа, лекция.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов, просмотр учебных фильмов.
Раздел 2. «Искусство античности» (6 часа) Особенности художественной культуры
Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки,
ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций
древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на
идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре
(мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность
канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в
Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и
художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке
(дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея);
Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим
находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры,
скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и
эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме
(гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная
идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная
статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур
Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной
культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и
типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и
народов на сюжеты древнего мира и античности.
Формы организации учебных занятий: беседа, лекция, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов, просмотр учебных фильмов.
5

Раздел 3. «Искусство Средних веков» (9 часов) София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение
догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений,
литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная,
космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие
воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь
Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от
Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).
Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека
(росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского
собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ
национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных
приѐмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы
аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной).
Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы.
Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Формы организации учебных занятий: беседа, лекция.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов, просмотр учебных фильмов.
Раздел 4. «Искусство среднего Востока» (4 часа) Индия – «страна чудес».
Художественная культура Китая. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).
Художественная культура ислама.
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез
монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство,
даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал,
знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых
культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве
последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Формы организации учебных занятий: беседа, лекция, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, просмотр учебных фильмов.
Раздел 5 « Искусство Возрождения» (8 часов) Возрождение в Италии. Флоренция воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф.
Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи).
Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное
Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка.
6

Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского
Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых
музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей.
Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и
регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических
идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Формы организации учебных занятий: лекция, творческий отчѐт, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов, просмотр учебных
фильмов.
Содержание учебного предмета 11 класс
Раздел 1. Искусство Нового времени (22 часа).
Познакомиться со стилями и художественными направлениями в искусстве
XVIIXVIIIвеков. Иметь представление о характерных чертах барокко в архитектуре и
живописи, шедеврах архитектуры и изобразительного искусства классицизма и рококо.
Изучать музыкальное наследие композиторов Венской классической школы.
Формы организации учебных занятий: беседа, лекция, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов.
Раздел 2. Искусство конца XIX – XX века (12 часов).
Знакомиться с новыми художественными стилями – романтизм, реализм,
импрессионизм. Изучать героев романтической эпохи в художественных, литературных и
музыкальных произведениях. Иметь представление о шедеврах архитектуры,
изобразительного и театрального искусства XIX века.
Формы организации учебных занятий: лекция, творческий отчѐт, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником,
слушание объяснение учителя, написание рефератов и докладов, просмотр учебных фильмов.
.

7

№п/п

4. Календарно-тематическое планирование
10 класс
Раздел/тема
Кол-во
Дата
часов
проведения
План

Примечание

Факт

Раздел 1. «Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций» - 5 часов.
1.

Искусство первобытного человека.

1

05.09

05.09

Стр.8 - 20

2.

Искусство Древней Передней Азии.

1

12.09

12.09

Стр.20 -32

3.

Архитектура Древнего Египта.

1

19.09

19.09

Стр.32 -39

4.

Изобразительное искусство и
музыка Древнего Египта.

1

26.09

26.09

Стр.39 – 52

5.

Искусство Мезомерики.

1

03.10

03.10

Стр.52 -66

Раздел 2. «Искусство Античности» - 6 часов.
6.

Эгейское искусство.

1

10.10

10.10

Стр.66 – 73

7.

Искусство Древней Греции.
Архитектурный облик Древней
Эллады.

1

17.10

17.10

Стр.73 – 84

8.

Изобразительное искусство
Древней Греции.

1

24.10

24.10

Стр.84 – 93

9.

Искусство Древнего Рима.

1

07.11

07.11

Стр.93 – 102

Архитектурные достижения
Древнего Рима.
10.

Изобразительное искусство
Древнего Рима.

1

14.11

14.11

Стр.100– 110

11.

Театр и музыка Античности.

1

21.11

21.11

Стр.110- 120

Раздел 3. «Искусство Средних веков» - 10 часов.
12.

Мир византийского искусства.

1

28.11

28.11

Стр.120- 125

13.

Искусство иконописи.

1

05.12

05.12

Стр.125- 130

8

14.

Архитектура западноевропейского
Средневековья.

1

12.12

12.12

Стр.130- 140

15.

Изобразительное искусство Средних
веков.

1

19.12

19.12

Стр.140- 149

16.

Театр и музыка Средних веков.

1

26.12

26.12

Стр.149- 154

17.

Достижение музыкальной
культуры.

1

16.01

Стр.154- 159

18.

Искусство Руси.

1

23.01

Стр.159- 168

Искусство Киевской Руси.
19.

Развитие русского регионального
искусства.

1

30.01

Стр.168- 185

20.

Искусство единого
Российского государства.

1

06.02

Стр.185- 202

21.

Театр и музыка Древней Руси.

1

13.02

Стр.202- 212

Раздел 4. «Искусство средневекового Востока» - 4 часа.
22.

Искусство Индии.

1

20.02

Стр.212- 226

23.

Художественная культура Китая.

1

27.02

Стр.226- 238

24.

Искусство Страны
восходящего солнца.

1

02.03

Стр.238- 249

25.

Искусство исламских стран.

1

05.03

Стр.249- 265

Раздел 5. « Искусство Возрождения» - 8 часов.
26.

Изобразительное искусство
Проторенессанса и Раннего
Возрождения.

1

12.03

Стр.265- 272

27.

В мире образов Боттичелли и
шедевров Донателло.

1

19.03

Стр.272- 281

28.

Архитектура итальянского
Возрождения.

1

02.04

Стр.281- 293

29.

Титаны Высокого Возрождения.

1

9

09.04

Стр.293- 311

30.

Мастера венецианской живописи.

1

16.04

Стр.311- 326

31.

Искусство Северного Возрождения.

1

23.04

Стр.326- 334

32.

1

30.04

Стр.334- 346

33.

Творчество Босха, Брейгеля,
Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

14.05

Стр.346- 355

34.

Театр Шекспира.

1

21.05

Стр.355- 361

10

11 класс
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22

Раздел/тема

Кол-во
часов

Дата
проведения
План Факт
Раздел 1. Искусство Нового времени – 21 час.

Искусство барокко
Архитектура барокко
Изобразительное искусство барокко
Реалистические тенденции в живописи
Голландии
Музыкальное искусство барокко
Искусство классицизма и рококо
Классицизм в архитектуре Западной
Европы
Изобразительное искусство
классицизма и рококо
Композиторы Венской классической
школы
Шедевры классицизма в архитектуре
России
«Архитектурный театр» Москвы.
В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.
Искусство русского портрета
Неоклассицизм и академизм в живописи
Живопись романтизма
Романтический идеал и его отражение в
музыке

1
1
1

Примечание

05.09
12.09
19.09
26.09

Стр.8 - 14
Стр.14 – 24
Стр.24 – 32
Стр.32 – 47

1
1
1
1

03.10
10.10
17.10

Стр.47 – 57
Стр.57 - 64
Стр.64 – 75

1

24.10

Стр.75 – 85

1

07.11

Стр.85 - 95

1

14.11

Стр.95 – 103

1

21.11

Стр.103 - 108

1
1
1
1

28.11
05.12
12.12
19.12

Стр.108 – 122
Стр.122 – 139
Стр.139 – 158
Стр.158 – 170

Зарождение русской классической
1
26.12
музыкальной школы М.И. Глинка
Реализм – направление в искусстве
1
16.01
второй половины XIX века
Социальная тематика в
1
23.01
западноевропейской живописи реализма
Русские художники-передвижники
1
30.01
Развитие русской музыки во второй
1
06.02
половине XIXвека
Раздел 2. Искусство конца XIX – XX века

Стр.170 – 177

Импрессионизм и постимпрессионизм в
живописи
Последователи импрессионистов.

13.02

Стр.222 - 232

20.02

Стр.232 – 241

11

1

Стр.177 – 184
Стр.184 - 191
Стр.191 – 209
Стр.209 - 222

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Формирование стиля модерн в
европейском искусстве
Архитектурные шедевры Гауди и Ф.О.
Шехтеля
Символ и миф в живописи и музыке
Музыкальный мир А.Н.Скрябина.
Художественные течения модернизма в
живописи
Русское изобразительное искусство XX
века.
Искусство советского периода.
Архитектура XX века
Театральное искусство XX века
Шедевры мирового кинематографа
Музыкальное искусство России XX века
Стилистическое многообразие
западноевропейской музыки.

12

1

27.02

Стр.241 – 247

1

05.03

Стр.247 – 256

1
1

12.03
19.03
02.04

Стр.256 – 264
Стр.264 - 271
Стр.271 - 287

1

09.04

Стр.287 - 300

1
1
1
1
1

16.04
23.04
30.04
07.05
14.05
21.05

Стр.300 – 309
Стр.309 – 322
Стр.322 - 331
Стр.331 - 343
Стр.343 - 353
Стр.353 – 358.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».