МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого ГО МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Родной язык» для обучающихся 10-11 классов 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Родной (русский) язык» в 10-11 классах разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017) к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в предметную область «Родной язык и родная литература», а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Нормативно-правовую и методическую основу изучения родных языков из числа языков народов России при получении среднего общего образования составляют: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015, 29.06.2017. 4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». 5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях». 6. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации». 7. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня 2018 г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ». 9. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20 декабря 2018 года № 03-510 «Рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного». 10. Методические рекомендации по разработке и оформлению примерных образовательных программ предметной области «Родной язык и родная литература», разработанные Институтом развития родных языков народов Российской Федерации ФГАОУ ДРО ЦРГОП и ИТ и утвержденные Министерством просвещения РФ 25 марта 2020. 11. Примерные рабочие программы по учебным предметам «Родной язык», «Родная литература», размещенные на сайте fgosreestr.ru в разделе «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)». 12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями). Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО. 13.ООП СОО и учебного плана ГБОУ СОШ с. Шигоны на 2020-2021 учебный год. Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных обязательных предметных областей по родному языку и литературному чтению на родном языке, родному языку и родной литературе и соответствующих им предметных результатов. Таким образом, предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения в рамках обязательной части учебного плана ООП СОО Место предмета в учебном плане . Место предмета в учебном плане В 10 (11) классе на изучение родного языка выделяется 70 часа (2 часа в неделю) чебного плана. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Личностные результаты: -формирование способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, готовность к служению Отечеству, его защите; -формирование уважение к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; -готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -развитие компетенций сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Метапредметные результаты: -самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; -искать и находить обобщенные способы решения задач; -критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми; -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Планируемые предметные результаты: - использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; - использовать знания о формах русского языка при создании текстов; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности; - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; - правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; - сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста; - использовать при работе с текстом разные виды чтения и аудирования; - анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым норма Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» Тема Язык как средство общения Виды речевой деятельности и информационной переработки текста Резерв Итого часы 19 К/р 1 Р/р 2 41 2 2 3 63 3 4 1. Русский язык как средство общения Общие сведения об истории и происхождении русского языка. Русский язык в кругу славянских языков. Русский язык в кругу других индоевропейских языков. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей). Обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.- 5 часов Речевое общение как социальное явление (4 ч) Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии. Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.). Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю). Информационная, убеждающая и побуждающая. Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа. Устная и письменная речь как формы речевого общения (6 ч) Неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм. Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др. Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, дискуссия и т.д Интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность. Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств. Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм. Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.). Основные условия эффективного общения (4 ч) ) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; владение достаточным объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др. Как тексты (фразы, слова), которые имеют историко-культурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.п.). Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения. Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернетобщения. Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, ознакомительный, провокационный, этикетный. Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (41 ч) Виды речевой деятельности (3 ч) 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи (аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания (говорение, письмо). 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля. Речь внешняя и внутренняя. Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь внутренняя как речь, недоступная восприятию других людей. Чтение как вид речевой деятельности 3 ч Анализ написанных работ. Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи. Поисковое просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение). Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5) низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Аудирование как вид речевой деятельности (3 ч) Выбор вида аудирования в зависимости от коммуникативной задачи. Выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении. Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (11 ч) 1) смысловое сжатие текста (выделение и передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) - замена одних синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного). Сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии. Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Конспект - это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Вступление, в котором объясняется выбор темы, обосновывается её важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы. Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров. Говорение как вид речевой деятельности (7 ч) Говорение вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п. Правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося. Точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью Уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты. Письмо как вид речевой деятельности (15 ч) Создание письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). Виды письменных речевых высказываний школьника. Правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам. Орфографическое и пунктуационное правило, как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного). Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного). Смысловое членение текста. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм. Повторение изученного (6ч) Резерв (3 ч.) Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 10 класс 2 часа в неделю № дата 1 . Тема урока пла н фак т 2.0 9 ср Содержание Основные виды учебной деятельности Язык как средство общения (19 ч) Русский язык как хранитель духовных ценностей нации (5 ч) Язык как средство общения 2 . 7.0 9 пн Русский язык как хранитель духовных ценностей нации 3 9.0 9 ср Входной контроль 4 14. 09 пн Анализ контрольной работы. Основные формы существования национального языка Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных достижений всего человечества. Чтение, анализ текста Литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единство его различных форм (разновидностей). Объяснение целесообразности/нецелесообра ости использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка. Наблюдение за использованием художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; 5 16. 09 ср Основные признаки Обработанность, литературного языка нормированность, Применение на практике основных норм современного относительная устойчивость русского литературного языка: (стабильность), орфоэпических, лексических, обязательность для всех морфологических, синтаксиносителей языка, ческих, стилистических и прастилистическая вописных (орфографических и дифференцированность, пунктуационных). высокий социальный Использование словарей грампрестиж в среде носителей матических трудностей русског данного национального языка для получения информац языка. о языковой норме. Речевое общение как социальное явление (4 ч) 6 21. 09 пн Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии, социологии, культурологии, психологии. Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания. 7 8 23. 09 28. 09 ср пн Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза). Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения. Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и др.). Наблюдение за использованием невербальных средств общения речевой практике и оценка уместности их употребления. Монолог, диалог и полилог как основные разновидности речи. Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний (целенаправленное сообщение, сознательное обращение к слушателю). Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте. Наблюдение за способами описания мимики и жестов персонажей литературных произведений. 9 30. 09 ср Виды монологической речи по цели высказывания: Информационная, убеждающая и побуждающая. Подготовка информации об эсперанто в виде мультимедийн презентации. Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог (полилог) и деловая беседа Устная и письменная речь как формы речевого общения (6 ч) 1 0 5.1 0 пн Основные особенности устной речи: Неподготовленность, спонтанность, прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов; возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм. Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др. Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке, дружеская беседа, диспут, Анализ устного высказывания с целью определения основных е особенностей, характерных для устной речи. дискуссия и т.д. 1 1 7.1 0 ср Типичные недостатки устной речи Интонационная и грамматическая нерасчлененность, бедность. Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности). 1 2 12. 10 пн Различные формы фиксации устной речи Фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста, использование современных звукозаписывающих технических средств. Наблюдение за различными формами фиксации устной речи (фонетическая транскрипция, интонационная разметка текста использование современных звукозаписывающих техническ средств). 1 3 14. 10 ср Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т.п Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения орфографических и пунктуационных норм. Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи. 1 4 19. 10 пн Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, Использование в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла Наблюдение за использованием письменной речи различных способов графического выделен важных для передачи смысла фрагментов печатного текста. сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. 1 5 21. 10 ср К.Р. «Нормы русского литературного языка» 1 6 26. 10 пн Необходимые условия успешного, эффективного общения фрагментов печатного текста разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, особое размещение текста на странице и т.п.). Основные требования к Анализ письменного текста с письменному тексту: точки зрения соответствия его 1) соответствие содержания основным требованиям, текста теме и основной предъявляющимся к письменно мысли; 2) полнота раскрытия темы; высказыванию. Объяснение рол письма (написание письменных 3) достоверность высказываний в виде сочинений фактического материала; 4) последовательность миниатюр, письменных ответов изложения (развертывания на поставленный вопрос, содержания по плану); изложений и т.п.) для развития логическая связь частей устной речи и речи внутренне текста, правильность обращённой к самому себе и выделения абзацев; 5) связанной с процессами смысловая и мышления, самооценивания, грамматическая связь предложений и частей регуляции своего поведения текста; 6) стилевое единство; 7) соответствие текста заданному (или выбранному) типу речи; 8) соответствие нормам русского литературного языка (грамматическим, речевым, правописным – орфографическим и пунктуационным). Основные условия эффективного общения (4 ч) 1) готовность к общению (обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать своего партнёра; наличие общих интересов у собеседников, достаточного жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи собеседника; Анализ речевых ситуаций с цел выявления нарушений основны условий эффективного общени владение достаточным объёмом культурологических знаний и др.); 2) достаточно высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм речевого поведения и др. 1 7 28. 10 ср Прецедентные тексты Как тексты (фразы, слова), которые имеют историкокультурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки; афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных кинофильмов и т.п.). Понимание прецедентных текстов как одно из условий эффективности речевого общения. Анализ речевых ситуаций, в котор причиной коммуникативной неуда является недостаточный объём культурологических знаний собеседника. 17 часов II четверть 1 8 9.1 1 пн Р.Р. Сочинение рассуждение по художественному тексту Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе и интернет-общения. Виды вопросов и цель их использования в процессе общения: информационный, контрольный, ориентационный, Наблюдение за уместностью использования разных видов вопроса в разных ситуациях общения. ознакомительный, провокационный, этикетный. 1 9 11. 11 ср 2 0 16. 11 пн 2 1 18. 11 ср Анализ работы. Типичные коммуникативные неудачи, встречающиеся в письменных экзаменационных работах старшеклассников: неясно выраженная мысль, нарушение этических норм общения (например, неоправданная агрессия речи, преувеличение степени речевой свободы, допустимой в коммуникативной ситуации экзамена), неуместное использование того или иного языкового средства выразительности и др. Анализ и редактирование фрагментов из сочинений старшеклассников с целью исправления ошибок и коммуникативных недочётов (в течение всего учебного года). Виды речевой деятельности и информационная переработка текста (41 ч) Виды речевой деятельности (3 ч) Виды речевой 1) связанные с восприятием Анализ памяток-инструкций деятельности и пониманием чужой речи («Как читать текст, чтобы поня (аудирование, чтение); 2) его содержание», «Как слушать связанные с созданием текст, чтобы понять его собственного речевого содержание», «Как писать высказывания (говорение, сочинение», «О чём нужно письмо). помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения особенностей вида речевой деятельности, который помогает организовать каждая и них. Четыре этапа речевой деятельности 1) ориентировочный, 2) этап планирования, 3) этап исполнения, 4) этап контроля. Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «К писать сочинение», «О чём нужно помнить, выступая перед аудитори с докладом, сообщением» и др.) с точки зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности. Речь внешняя и внутренняя. Речь внешняя как речь, доступная восприятию (слуху, зрению) других людей. Речь внутренняя как речь, недоступная Наблюдение за способами передач восприятию других людей. внутренней речи персонажа литературного произведения (прямая, косвенная, несобственнопрямая речь). 2 2 23. 11 пн К.Р. Лингвистический анализ текста и сочинение. Чтение как вид речевой деятельности 3 ч 2 3 25. 11 ср Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного высказывания. Анализ написанных работ. Выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи. 2 4 30. 11 пн Основные виды чтения. Поисковое просмотровое, ознакомительное, изучающее (обобщение) 2 5 2.1 2 ср Основные этапы работы с текстом. Типичные недостатки чтения: 1) отсутствие гибкой стратегии чтения, 2) непонимание смысла прочитанного текста или его фрагментов, 3) наличие регрессий, то есть неоправданных, ненужных возвратов к прочитанному, 4) сопровождение чтения артикуляцией, 5) низкий уровень организации внимания, 6) малое поле зрения, 7) слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении (заклад с пометками; подчёркивание карандашом; выделения с помощью маркера; использован специальных знаков и др.). Аудирование как вид речевой деятельности (3 ч) 2 7.1 пн Аудирование как Выбор вида аудирования в Использование разных ви аудирования и чтения в зависимо 6 2 2 7 9.1 2 2 8 14. 12 процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. зависимости от коммуникативной задачи. от коммуникативной цели и процессе подготовки собственн речевого высказывания. Использование на уроках по дру предметам коммуникативного оп аудирования. ср Основные виды аудирования зависимости от необходимой глубины восприятия исходного аудиотекста Использование разных видов аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной цели и в процессе подготовки собственного речевого высказывания. Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта аудирования. пн Р.Р. Изложение аудиотекста Выборочное, ознакомительное, детальное. Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная сдержанность в выражении процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Использование коммуникативного опыта аудирования. Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста (11 ч) 2 9 16. 12 ср Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста Анализ написанных работ. Процесс извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными способами. 3 0 21. 12 пн Основные способы 1) смысловое сжатие сжатия исходного текста (выделение и текста передача основного содержания текста) – исключение, обобщение; 2) языковое сжатие текста (использование более компактных, простых языковых конструкций) замена одних синтаксических Изложение текста Основные способы сжатия исходного текста конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов, синонимов, синтаксических конструкций и т.п.); слияние нескольких предложений в одно (обобщение изученного). 3 1 23. 12 ср Основные способы информационной переработки и преобразования текста. Сокращения: составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии. Совершенствование навыков составления разных видов план назывного, вопросного, тезисно цитатного) прочитанного или прослушанного текста. 14 ч III четверть 3 2 11. 01 Пн Виды плана Виды планов: назывной, вопросный, тезисный, цитатный (обобщение изученного). Совершенствование навыков составления разных видов плана назывного, вопросного, тезисного цитатного) прочитанного или прослушанного текста. 3 3 13. 01 Ср Тезисы Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного текста. Составление тезисов прочитанного или прослушанно текста. 3 4 18. 01 Пн Аннотация Краткая характеристика печатного произведения (статьи, книги) с точки зрения её назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Анализ аннотации и самостоятельное составление аннотации прочитанного текста любимой книги научнопопулярного содержания. 3 5 20. 01 Ср Конспект Конспект - это краткое связное изложение содержания исходного текста (статьи, параграфа учебника, лекции). Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Анализ конспекта статьи, лекции и самостоятельное составление конспекта прочитанного текста 3 25. Пн Реферат как Выступление по Реферат как итог проведённого письменный доклад определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Ср Основные части реферата Вступление, в котором Типичные языковые конструкц объясняется выбор темы, характерные для реферативного обосновывается её изложения. важность, формулируется цель и задачи исследования; основная часть, где должен чётко, связно, логично и последовательно излагаться основной материал по теме; внутри основной части выделяются подразделы; заключение, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы; список использованной литературы; приложение, в котором обычно помещают таблицы, схемы, фотографии, макеты и т.п. 1.0 2 Пн Рецензия Рецензия как анализ и оценка научного, художественного, кинематографического или музыкального произведения Написание рецензии на прочитанный или прослушанны текст, а также на просмотренно кинематографическое произведение. 3.0 2 Ср Жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты. План, тезис, аннотация, конспект, реферат, рецензия как жанры научного стиля речи. Речевые стандартные обороты (клише), характерные для текстов указанных жанров Использование определённых стандартных языковых средств (речевых клише, штампов научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензи 6 01 3 7 27. 01 3 8 3 9 мини-исследования или проектной работы; как демонстрация знаний по исследуемой проблеме, описани результатов проведённого исследования, формулировка выводов. Говорение как вид речевой деятельности (7 ч) 4 0 8.0 2 Пн Говорение вид речевой Говорение вид речевой деятельности, посредством 4 1 10. 02 Ср деятельности. которого осуществляется устное общение, происходит обмен информацией. Основные качества образцовой речи Правильность, ясность, точность, богатство, выразительность, чистота, вежливость. Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Наблюдение за смыслоразличительной ролью интонации в устных высказываниях, а также в отрывках из художественных текстов. 4 2 15. 02 Пн Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления, доклада) Анализ и оценка устных высказываний в разных ситуациях общения: выступление перед аудиторией, сообщение, доклад, ответ (краткий и развернутый) на уроке; дружеская беседа, диспут, дискуссия и т. п. Аргументированная оценка устного высказывания учащихс на основе памятки «Как оценивать содержание и речево оформление устного высказывания». 4 3 17. 02 Ср Содержание устного высказывания Правильность и точность понимания темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических ошибок; наличие/отсутствие Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний. аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося; соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и стилю речи; 4 4 20. 02 За пн Речевое оформление устного высказывания. Точность выражения мысли, использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилистической окрашенностью Использование на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного высказывания и оценивания чужих устных высказываний. Подготовка публичного выступления на полемическую тему, требующую аргументированно высказать св согласие или несогласие с предложенным тезисом. Построение публичного выступления по заданной структуре. Анализ публичного выступлени на полемическую тему, оценка содержания, речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам. 4 5 24. 02 ср Выразительность речи Уместное использование в речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических, грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования невербальных средств общения - мимика, жесты 4 6 29. 02 пн Р.Р. Публичное выступление (обобщение изученного). Письмо как вид речевой деятельности (15 ч) 4 7 2.0 3 Ср Письмо как вид речевой деятельности, Создание письменного высказывания. Связь письма с другими видами речевой деятельности человека (говорением, чтением, аудированием). 4 8 9.0 3 ср Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования Виды письменных речевых Работа надсодержание высказываний школьника. письменного высказывания, речевое оформление 4 9 14. 03 пн Основные требования в письменной речи: Правильность, ясность, чистота, точность, богатство, выразительность. Работа надсодержание письменного высказывания, речевое оформление 5 0 16. 03 ср Критерии оценивания письменного высказывания. Содержание письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, соответствие его грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам. Работа надсодержание письменного высказывания, речевое оформление 19 ч. IV четверть 5 1 28. 03 Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Соблюдение орфографических Орфографическое и пунктуационных норм в письмен пунктуационное правило, речи. как разновидность языковой нормы, обеспечивающей правильность письменной речи. 5 2 30. 03 Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (обобщение на основе изученного). Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. 5 3 4.0 4 Пунктуация как система правил правописания предложений. система правил правописания предложений Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. 5 4 6.0 4 Р.Р Сочинение – рассуждение по художественному тексту (подготовка) Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. 5 5 11. 04 Р.Р. Сочинение – рассуждение по художественному тексту (написание) Рассуждение по художественно тексту 5 6 13. 04 Анализ сочинения 5 7 18. 04 Принципы русской Разделы русской пунктуации. пунктуации и система правил, включённых в каждый из них (обобщение на основе изученного). 5 8 20. 04 Абзац как пунктуационный знак, Работа над ошибками Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. смысловое членение текста. Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. 5 9 25. 04 Знаки препинания, их функции. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письмен речи. Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм. 6 0 27. 04 Одиночные и парные знаки препинания. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письменной речи. 6 1 4.0 5 Сочетание знаков препинания. Анализ трудных случаев применения орфографических и пунктуационных норм. Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письменной речи. Повторение изученного (6ч) 6 2 11. 05 Повторение и обобщение изученного 6 3 16. 05 Повторение и обобщение изученного 6 4 18. 05 Промежуточная аттестация с испытаниями 6 5 23. 05 Анализ контрольной работы 6 6 25. 05 Дни славянской письменности Соблюдение орфографических пунктуационных норм в письменной речи. Тестовый контроль в форме и п материалам ЕГЭ Историко-культурное наследие великих славянских просветителей 6 7 30. 05 Повторение и обобщение знаний