МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Право» для обучающихся 10-11 классов п. Троицкий 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Право», разработана в соответствии: - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с дополнениями и изменениями, в редакции 2020 г); - Федеральной образовательной программой среднего общего образования - Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Троицкая СОШ № 62», утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2023 г. Приказ 3108-2; - Учебный план МКОУ «Троицкая СОШ № 62» на 2023-2024 учебный год - УМК по праву А.Ф. Никитина, издательство «Дрофа». Согласно приказу Минобрнауки России № 413 учебный предмет «Право» относится к предметной области «Общественные науки». Разработана на основе авторской программы А.Ф. Никитина: Правоведение. 10-11 классы: /А.Ф. Никитин. Базовый и углублённый уровни – М.: Просвещение, 2016. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации). Место предмета в базисном учебном плане Примерная программа рассчитана на 34 часов в 10 классе, 34 часа в 11 классе и является продолжением изучения правовой сферы в курсе обществознания в основной средней школе. При этом в ней предусмотрен резерв времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся и будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону у подрастающего поколения. Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие: -история государства и права, вопросы теории государства и права роль права в регулировании общественных отношений; -законотворческий процесс в стране; -конституционное право, Конституция РФ; -гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России; -вопросы семейного и образовательного права; -имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; -правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения; 2 -основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства; -особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п. Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе. Цель курса: обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Задачи: изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права; развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к закону; привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни; воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния. В результате изучения права на базовом уровне ученик научится: права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России; правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, юридической ответственности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 3 поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; решения правовых задача (на примерах конкретных ситуаций). Виды деятельности: работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами; анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности; изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни; решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика. Универсальные учебные действия Примерная программа предусматривает формирование у учащихся УУД, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего (полного) общего образования являются: - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); 4 - формулирование полученных результатов; - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Результаты обучения Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной и правовой среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск правовой информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников. Содержание курса «Право» 10 -11 класс (68 час.) 10 класс (34 часа) Раздел I. История и теория государства и права (9 час.) Тема 1. История государства и права- 4 час. Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская правда. Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в 19-начале 20 века. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М.М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале 20 века. Манифест 17 октября 1905г. Деятельность государственной думы. Основные государственные законы – конституционные законы России. Советское право 1917-1953г.г. Замена права 5 «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х г.г. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право 1954-91г.г. Критика культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ и др. Тема 2. Вопросы теории государства и права - 5 час. Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Раздел II Конституционное право (25 час) Тема 3. Конституция Российской Федерации- 14 час. Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его виды и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституционный кризис начала 90-х г.г. Принятие Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного строя Российской Федерации. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Многонациональный народ России – носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания – Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. Содержание второй главы Конституции РФ. Тема 4. Права человека - 11 час. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет 6 рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 11 класс (34 часа) Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право (18 час.) Тема 5. Гражданское право- 9 час. Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. Тема 6. Налоговое право- 5 час. Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые организации. Аудит. Налоги с физических лиц. Налоговая дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность. Тема 7. Семейное право- 4 час. Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство. Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право (15 час.) Тема 8. Трудовое право-5 час. Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового 7 распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. Тема 9. Административное право- 2 час. Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Тема 10. Уголовное право-8 час. Понятие преступления. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Состав преступления. Категория преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным судом РФ. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Профессиональной юридическое образование. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная этика. Юридические профессии: судьи и адвокаты. Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности. Раздел V. Правовая культура (1 час.) Тема 11. Правовая культура- 1 час. Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствование правовой культуры. Итоговое повторение пройденного (1 час) 8 Календарно-тематическое планирование 10 класс № урока Наименование раздела программы. Тема урока Раздел I История и теория государства и права. Тема 1 История государства и права 1. 2. 3. Происхождение государства и права. Развитие права в России до 19вв Российское право в 19 нач.20в. Колво час Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля, измерителя 9 час. 5 час. 1 1 1 Связь и зависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Развитие права в России до 19 века. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы 9 Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал Характеризовать развитие права в России. Самостоятельна я практическая работа: составление таблицы. Характеризовать реформу российского права после 1991г. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Практические задания по разбору проблемных вопросов Устный опрос, проблемные задания Дат а пла н Дат а фак т 4. 5. Советское право. Современное российское право. Тема 2 Вопросы теории государства и права 6. Государство, его признаки и формы. 7. 1 1 1 1 Правовое государство Знать основные понятия темы «История государства и права». Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В; Характеризовать реформу российского права после 1991 Устный опрос, проблемные задания Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима. Практическая работа: составление схемы. Знать понятие права, систему права, отрасли и институты права, признаки права. Устный опрос. Устный опрос 4час. Понятие права. 8 местного самоуправления и судебная. Манифест 17 октября 1905г. Основные государственные законы - конституционные законы России. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Принятие Конституции СССР 1977г. Кризис общества «развитого социализма». Реформа российского права после 1991г. Принятие новой Конституции РФ, Гражданского кодекса, Уголовного, Налогового, Трудового кодексов. 1 Понятие государства. Различные подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Понятие права. Система права. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и 10 Знать понятие правового государства. Характеризовать признаки Устный опрос. 9 Право и другие сферы общества. 1 Раздел II Конституционное право 25 час. Тема 3. Конституция РФ 15 правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека. Право и мораль. Право и религия, культура, политика, экономика. правового государства. Уметь показывать, приводить примеры взаимовлияния права и других сфер общества. Понятие конституции, ее виды. 10 11 12 13. Понятие Конституции РФ. Конституции в России. Общая характеристика Конституции РФ Основы конституционного строя 1 1 1 1 Знать понятия: Конституция, виды конституций. Регулирование гос. власти на Знать, как относилось Руси. Декабристы. Манифест 17 российское общество к октября. Конституция РСФСР. конституционным Конституции СССР. проектам. Конституционное право Знать общую России, его источники. характеристику Конституционная система. Конституции РФ. Понятие конституционализма. Уметь анализировать, Конституционный кризис делать выводы, отвечать начала 90-х г. г. Принятие на вопросы. Конституции РФ и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России. Основы конституционного Знать основы строя Российской Федерации. конституционного строя Содержание вступительной РФ. части Конституции. Российская Уметь анализировать, Федерация демократическое делать выводы, отвечать на федеративное правовое вопросы. Уметь государство с республиканской самостоятельно работать с формой правления. текстом учебника, Устный опрос 11 Устный опрос Практические работа по изучению содержания документа. Практические работа по изучению содержания документа. 14. Социальное государство. Светское государство 15. Гражданство в Российской Федерации. 16. 17. 18. Федеративное устройство Президент РФ Основные функции Президента 1 1 1 1 1 Человек, его права и свободы высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Понятие гражданства. Основания приобретения гражданства. Федеративное устройство России. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешение его от должности. Президент - выборный глава государства. 12 выделять главное, использовать ранее изученный материал. Владеть понятийным аппаратом, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь классифицировать основания приобретения гражданства. Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. Устный опрос Устный опрос Практические работа по изучению содержания документа. Знать статус Президента Практическая работа РФ, его полномочия. по изучению содержания документа. Уметь анализировать статьи конституции о статусе президента, его Практические работа по изучению содержания 19. 20. 21. Федеральное Собрание Законотворческий процесс. Правительство РФ 1 Федеральное собрание Российской Федерации. Парламенты в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания Совет Федерации и Государственная дума, их состав и способы формирования. Понятие законотворчества, основные его стадии. 1 1 22. Судебная власть. Прокуратура. 1 23. Местное самоуправление 1 Правительство РФ, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ Местное самоуправление. Решение вопросов местного 13 полномочиях. Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы документа Практические работа по изучению содержания документа. Уметь анализировать содержание законодательной деятельности Г ос. Думы. Характеризовать действия Совета Федерации и президента в законотворческом процессе. Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Уметь анализировать, делать Практические работа по изучению содержания документа Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ. Устный опрос, проблемные задания Знать структуру и формирование местного Устный опрос, проблемные Практические работа по изучению содержания документа. Тема 4. Права человека 24. 25. 26. 27. Права и свободы человека и гражданина Международные договоры о правах человека Гражданские права Политические права значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. самоуправления. задания 1 Содержание второй главы Конституции РФ. Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. Практические работа по изучению содержания документа. 1 Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Знать гражданские права человека. Практические работа по изучению содержания документа. Знать политические права человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Устный опрос, проблемные задания 11 1 1 Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через избранных 14 Устный опрос, проблемные задания 28. Экономические, социальные и культурные права 29. Право на благоприятную окружающую среду. 30. 31. Права ребёнка. Нарушения прав человека. 1 1 представителей. Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы, на отдых, на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Понятие «экология», экологическое право, экологические права и преступления. Конвенция о правах ребенка. 1 1 32. Избирательное право и избирательный процесс 1 33. Практическое занятие 1 Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство. Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 15 Знать экономические, социальные и культурные права человека. Устный опрос, проблемные задания Уметь объяснять, в чём заключается экологическая угроза. Устный опрос, проблемные задания Классифицировать основные права ребенка. Изучение содержания документа Устный опрос, проблемные задания Характеризовать и иллюстрировать на примерах нарушения прав человека. Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Устный опрос, проблемные задания 34. Урок обобщения 1 Закрепление пройденного материала Устный опрос ИТОГО: 34 часа Календарно-тематическое планирование по праву 11 класс № урока Наименование раздела программы. Тема урока Колво час Раздел III Гражданское, налоговое и семейное право 18 час. Тема 5. Гражданское право 9 час. 1. 2. 3. Понятие и источники гражданского права Гражданская правоспособность и дееспособность Предпринимательство 1 1 1 Элементы содержания Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности. Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограничено дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. 16 Требования к уровню подготовки Вид контроля, измерителя Знать понятие, источники, субъекты гражданского права. Устный опрос, проблемные задания Знать понятия гражданской правоспособности и дееспособности. Эмансипация. Устный опрос, проблемные задания Характеризовать особенности предпринимательской деятельности, знать виды предприятий. Устный опрос, проблемные задания Дата план Дата факт 4. 5. 6. Право собственности Наследование Страхование 7. Обязательственное право 8. Защита нематериальных благ 9. Гражданское процессуальное право 1 1 1 1 1 1 Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Прекращение права собственности. Понятие наследования, его формы, право на обязательную долю наследования, очерёдность наследования. Институт страхования, договор страхования, виды страхования. Знать понятие собственности, виды собственности, правомочия собственника. Практические задания по разбору проблемных вопросов Уметь объяснять назначение института наследования. Практические задания по разбору проблемных вопросов Уметь объяснять назначение института страхования. Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в Характеризовать обязательственное право. Знать понятие сделки, договора. Практические задания по разбору проблемных вопросов практическая работа 17 Знать нематериальные блага, пути их защиты, понятие морального вреда. Знать понятие процессуального права, особенности гражданского процесса и уголовного процесса, особенности профессиональной юридической деятельности. Практические задания Устный опрос, проблемные задания уголовном процессе. Юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Тема 6. Налоговое право 10 Налоговое право. Налоговые органы 11. Виды налогов. 12. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц 13. 14. 1 1 1 Ответственность за уклонение от уплаты налогов Тема 7. Семейное право 15. 5 час. 1 Понятие и источники семейного права 1 Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Принципы классификации налогов, система налогов, объекты налогов, сборов, пошлин. Понятие юридического лица, порядок взимания налогов. Кто имеет статус физического лица, виды налогов с физических лиц. Налоговая декларация. Декларация о доходах. Административная и уголовная ответственность. Знать понятия налогового права, права и обязанности налогоплательщика, налоговые организации, аудит. Устный опрос, проблемные задания Уметь характеризовать прямые, косвенные налоги. Устный опрос, проблемные задания Уметь объяснять, что такое акцизы, налог на прибыль, НДС. Уметь объяснять, что Налоговый кодекс относит к доходам от источников в России. Характеризовать налоговые льготы. Характеризовать административную и уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. Устный опрос. Знать понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ, понятие семьи, семейные правоотношения, Устный опрос, проблемные задания Устный опрос. Практические работа по изучению содержания документа. 4час. 1 Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные 18 16. 17. 18. Брак, условия его заключения Права и обязанности супругов Права и обязанности родителей и детей Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право Тема 8. Трудовое право 19. 20. Понятие и источники трудового права Трудовой договор. Коллективный договор 1 1 1 правоотношения. Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака. ранее изученный материал. Знать понятие брака, условия его заключения. Порядок регистрации брака. Практические задания по разбору проблемных вопросов Характеризовать права и Практические обязанности супругов, личные задания по разбору права, имущественные права проблемных и обязанности, личные права, вопросов имущественные права и обязанности. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака. Права и обязанности Знать права и обязанности родителей и детей. Лишение, родителей и детей. ограничение, восстановление родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека. Попечительство. Устный опрос, проблемные задания 15 час. 5 час. 1 1 Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Трудовая книжка. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения трудового договора. 19 Знать понятие и источники трудового права, трудовые правоотношения, права и обязанности работника и работодателя. Устный опрос, проблемные задания Знать понятие трудового договора, его виды, стороны и порядок заключения трудового договора. Практические работа по изучению содержания документа. 21. 22. 23. Рабочее время и время отдыха Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву Тема 9. Административное право 24. Понятие и источники административного права. 1 1 1 Виды рабочего времени, учет рабочего времени, виды времени отдыха. Уметь характеризовать основные понятия темы. Практические работа по изучению содержания документа Устный опрос. Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба. Характеризовать системы оплаты труда. Знать понятие охраны труда, особенности охраны труда и здоровья женщин и несовершеннолетних. Характеризовать индивидуальные и коллективные трудовые споры. Знать понятие дисциплины труда, дисциплинарную и материальную ответственность работников. Устный опрос, проблемные задания Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административные правонарушения. Признаки Знать понятие и источники административного права, виды административных правонарушений. Устный опрос, проблемные задания 2 час. 1 20 25. Административные наказания Тема 10. Уголовное право 26. 27. 28. 29. Понятие и источники уголовного права Преступления Виды преступлений Уголовная ответственность. Наказание. 1 и виды административных правонарушений. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания и их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Знать виды административной Устный опрос, ответственности, проблемные характеризовать Кодекс РФ об задания административных правонарушениях. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. 8 час. 1 1 1 1 Понятие уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности. Понятие преступления. Его состав. Категория преступлений. Неоднократность совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений. Преступления против личности, общественной безопасности, гос. власти, военной службы, мира и безопасности человечества. Понятие уголовной ответственности, ее основания. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность 21 Знать понятие уголовного права, принципы российского уголовного права, источники уголовного права. Устный опрос, проблемные задания Знать понятие преступления, основные группы преступлений. Устный опрос, проблемные задания Уметь приводить примеры видов преступлений. Устный опрос. Знать понятие уголовной ответственности, виды наказаний, ответственность несовершеннолетних. Устный опрос, проблемные задания 30. 31. 32. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовного судопроизводства. 1 1 1 33. Уголовное процессуальное право 1 34. Итоговое повторение пройденного 1 несовершеннолетних. Виды обстоятельств, амнистия, помилование. Возраст уголовной ответственности, за какие виды преступлений наступает ответственность с 14 лет, а за какие с 16. Уголовно - процессуальный кодекс РФ, стадии уголовного процесса, три группы субъектов, непосредственность, непрерывность судебного разбирательства. Принципы уголовного процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. 22 Уметь классифицировать обстоятельства. Уметь объяснять за какие виды преступлений и почему несут ответственность несовершеннолетние. Устный опрос Уметь анализировать особенности уголовного судопроизводства. Устный опрос. Устный опрос Знать понятие процессуального Устный опрос, права, особенности уголовного проблемные процесса, особенности задания профессиональной юридической деятельности. 23