Приложение3_РП ОКЖД 10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
______________________ Е.В. Мусиенко
Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общий курс железных дорог
для обучающихся 10 – 11 классов

п.Троицкий, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Общий курс железных
дорог» в 10-11 классе разработана на основе нормативных правовых
документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
20.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта, утвержденным приказом Министерства образования России от
5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Министерства образования России от 09.03.2004 № 1312;
-Уставом школы – интерната №17 ОАО «РЖД»;
- Положением о рабочей программе.
Курс рассчитан на 1 час в неделю (34 в год). Общее количество часов – 68.
Цели обучения
Настоящая программа направлена на профессиональную
ориентацию детей и подростков, подготовку к самостоятельной жизни и
социальную адаптацию, обеспечение готовности к профессиональному
самоопределению,
созидательной
и
преобразующей
трудовой
деятельности, а также формирование и поддержку положительного
имиджа железнодорожных профессий и ОАО «РЖД». Позволяет
развивать у школьников интерес к железнодорожному транспорту за счет
получения информации и практических навыков, способствует
расширению кругозора железнодорожной специфики, а затем
формированию устойчивого желания связать свою будущую
профессиональную карьеру с железнодорожным транспортом.
Цель программы – сформировать систему знаний, умений и
навыков, включающих в себя обобщенную схему знаний о требованиях к
определенной железнодорожной профессии, развивать техническое
творчество и повысить интерес к специальностям железнодорожного
транспорта, создать условия для формирования готовности к жизненному
и профессиональному самоопределению и самореализации подростков.
Задачи программы направлены на освоение теоретическими и
практическими основами железнодорожных профессиональных навыков,
формирование коммуникативных способностей и культуры общения со
взрослыми, пассажирами, сверстниками, развитие способности к
творческому самовыражению,
используя
приобретаемый
опыт
графического построения схем и чертежей, конструирования,
моделирования узлов и деталей, создание условий для формирования
системы понятий, представлений, умений, необходимых для
профессионального выбора; овладение организаторскими способностями,
познание себя как индивидуальности через активное участие в

самостоятельной
и
совместной
деятельности;
формирование
нравственных качеств: ответственности, аккуратности, толерантности.
Программой дисциплины предусматривается изучение работы
железнодорожного т р а н с п о р т а
в
целом
и
его
предприятий
отдельно,
их взаимозависимости и связи в
осуществлении перевозочного процесса, обеспечении безопасности
движения. Программой предусматривается проведение экскурсий на
железнодорожные предприятия, общение с профессионалами и
специалистами различных железнодорожных направлений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты
В результате изучения предмета учащийся должен
знать:
- структуру железнодорожного транспорта;
- историю развития железнодорожного транспорта;
- категории железных дорог;
- элементы железнодорожного пути;
- основные сооружения и устройства, обеспечивающие
организацию перевозочного процесса;
- классификацию тягового подвижного состава;
- классификацию вагонов, назначение автосцепки, назначение и виды
тормозов;
- назначение раздельных пунктов и их классификацию;
- устройства автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном
транспорте;
- схему электроснабжения железных дорог;
уметь:
- изображать очертания габаритов, определять вид негабаритных
грузов;
- определять основные части одиночного стрелочного перевода;
- нумеровать пути и стрелочные переводы на схеме станции;
- по внешнему виду определять тип и назначение вагона,
анализировать его характеристики;
- изображать
принципиальную
схему
электроснабжения
электрифицированной железной дороги.
По окончанию изучения теоретической части, обучающиеся
проходят итоговую аттестацию.
Метапредметные результаты

Ставить цель обучения, определять
формировать познавательные интересы.



учебные

и познавательные

задачи,

Проводить анализ задач и условий, в которых они реализуются.

Соотносить содержание поставленных задач с теми знаниями и навыками,
которыми ученик обладает.



Планировать способы реализации задачи и пополнения знаний при необходимости.

Определять наиболее эффективные пути достижения результата, находить
нестандартные способы решения познавательных задач, если они быстрее приводят
к запланированной цели.


Сопоставлять свои действия с прогнозируемым результатом, контролировать
познавательную деятельность, давать оценку ее организации.


Сравнивать разные точки зрения и выбирать оптимальную, которая соотносится
с личностными результатами обучения и приводит к намеченной цели.


Давать оценку своим действиям и вносить необходимые корректировки, если она
недостаточно высокая.


На протяжении всей учебной деятельности
самооценку и осознанный выбор плана действий.


Организовывать
совместную
учебную
сотрудничество с одноклассниками и педагогом.

деятельность,



Демонстрировать
и индивидуально.


одинаковую

эффективность

Соотносить личные интересы с общими
отдельного ученика в нем.


осуществлять

уметь

работы как

интересами

самоконтроль,
наладить

в группе,

коллектива

и каждого



Находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого.



Разрешать спорные и конфликтные ситуации, избегать их создания.



Аргументированно отстаивать свою точку зрения без ущерба для других.



Оперировать основными понятиями и определять суть предметов и явлений.



Выстраивать цепочки аналогий и взаимосвязей.



Определять критерии для систематизации явлений и систематизировать их.



Устанавливать причинно-следственные связи.



Строить четкие логические рассуждения, формулировать выводы.

Создавать модели
познавательные задачи.


и схемы,

при помощи

которых

можно

так

выполнять

Грамотно работать с текстовой информацией, понимать содержание и смысл,
определять главную мысль и уровень достоверности.


Пользоваться различными источниками получения информации при помощи
компьютерной техники и онлайн-ресурсов.



Знать и использовать критерии определения достоверности источника.



Выбирать необходимую информацию и систематизировать ее.



Давать оценку новизне и важности информации для познавательного процесса.

Знать и использовать основные способы хранения, передачи и копирования
информации.


Применять
интерактивные
подтверждения гипотез.


инструменты

для наглядной

демонстрации



Использовать онлайн-ресурсы для общения и командной работы.



Полноценно владеть грамотной устной и письменной речью.



Выстраивать диалог и продуктивное общение.



Уметь правильно выражать собственную точку зрения и формулировать мысли.



Применять речевые средства для достижения определенных коммуникативных

целей.
Безошибочно передавать свои чувства и эмоции, не допускать злоупотребления
ими в ущерб другим ученикам и педагогу.


Умело поддерживать беседу, следовать ее логике, слушать собеседников,
доходчиво выражать свои мысли.



Демонстрировать высокую культуру речи.

Личностные результаты
- личностная значимость технолигических знаний, научных знаний и методов
познания, творческой созидательной деятельности, процесса диалогического,
толерантного общения, смыслового чтения;
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта
самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой
информации;
- убежденность в возможности познания технологических процессов;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля

дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- мотивация образовательной деятельности учащихся как основы
саморазвития и совершенствования личности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10-11 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Практические
работы

Контрольные
работы

Раздел 1. Раздел 1
Общие
сведения о
железнодорожном транспорте
1.1. Характеристика
1.1
железнодорожного транспорта и его1 место в1единой транспортной
1 системе
1.2. Основы возникновения и
развития
железнодорожного
транспорта России и его место в
единой транспортной системе

2.3.

Электроснабжение железных дорог
Общие сведения
железнодорожном
составе

о
подвижном

http://www.techno.edu.ru

http://www.techno.edu.ru
1

1.3. Организация управления на
1
железнодорожном транспорте
Раздел 2. Сооружения и устройства инфраструктуры железных дорог
Элементы железнодорожного пути
2.1
4
2.2.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2

http://www.techno.edu.ru

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

2

2.4.

2.5.

Техническая эксплуатация и ремонт
железнодорожного
подвижного состава
Системы и устройства автоматики,
телемеханики и связи

http://www.techno.edu.ru
5
http://www.techno.edu.ru
4

Раздельные
пункты
и
2.6. железнодорожные
узлы
4
1
Производственные экскурсии
Раздел 3. Устройства СЦБ на станциях
3.1.
Устройства СЦБ на станциях
9
2
Раздел 4. Организация железнодорожных перевозок и
управление движением поездов

4.1.

4.2.

4.3.
4.4.

Планирование
и
организация
перевозок и коммерческой работы
Информационные технологии
системы
автоматизированного
управления

1

1

http://www.techno.edu.ru

http://www.techno.edu.ru
16

1

и

4.1. Перспективы
повышения
качества
и
эффективности
перевозочного процесса.
Производственные экскурсии

http://www.techno.edu.ru

http://www.techno.edu.ru
3

1

http://www.techno.edu.ru
4
2

1
http://www.techno.edu.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
Тема урока
п/п

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

Тема 1.1 Характеристика
железнодорожного транспорта
Тема 1.2 Основы возникновения и
развития транспорта
Тема 1.3 Организация управления
на железнодорожном транспорте
Тема 1.3.1 Основные обязанности
работников
железнодорожного
транспорта
Тема 2.1 Элементы ж.д пути.
Назначение земляного полотна
Итоговое занятие по разделу 1
Тема 2.1.2 Виды и назначение
искусственных сооружений
Тема 2.1.3 Стрелочные переводы.
Путевые и сигнальные знаки.
Тема 2.1.4 Обязанности монтера
пути и дежурного по переезду
Тема 2.2 Электроснабжение
железных дорог
Тема 2.2.1 Общее понятие о
контактной сети

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1

1

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

12

13

14

15
16

17
18
19

20
21

22
23

Тема 2.3 Общие сведения о
железнодорожном
подвижном
составе
Тема 2.3.1 Основные сведения об
устройстве вагонов.
Классификация вагонов
Тема
2.4
Техническая
эксплуатация и ремонт
подвижного состава
Тема 2.4.1 Вагонные ремонтные
депо. Виды, классификация
Тема 2.4.2 Техническое
обслуживание
и
ремонт
локомотивов.
Тема 2.4.3 Виды локомотивных
депо.
Тема 2.4.4 Восстановительные и
пожарные поезда
Тема 2.5 Системы и устройства
автоматики, телемеханики и
связи. Общие сведения
Тема 2.5.1 Назначение и
классификация сигналов
Тема
2.5.2
Понятие
об
автоматической переездной
сигнализации. Переезды.
Тема 2.5.3 Принцип действия
АЛС.
Тема 2.6 Раздельные пункты и

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

24

25
26
27
28

железнодорожные узлы. Общие
сведения.
Тема 2.6.1 Назначение и
классификация
раздельных
пунктов
Тема 2.6.2 Маневровая работа на
станции
Тема 2.6.3 Техническораспорядительный акт станции
Итоговый контроль
Производственные экскурсии
Итого

1

1

http://www.techno.edu.ru

1

1
1
8
36

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

1
http://www.techno.edu.ru

Количество часов

11
КЛАСС
Тема урока

Всего

№ п/п

1

2
3
4
5

6

7

8

9

Тема 3.1. Устройства
СЦБ на
станциях.
Тема 3.1.1 Назначение и
виды
устройств
Тема 3.1.2 Электрическая
централизация
Тема 3.1.3 Диспетчерская
централизация
Тема 3.1.4 Горочная
автоматическая
централизация
Тема 3.1.5 Связь и
телекоммуникационные
технологии.
Общие сведения.
Тема 3.1.6 Виды связи.
Их назначение
Тема
3.1.7
Телекоммуникационные
технологии
на
транспорте
Итоговое занятие по
теме.

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1

1

1

http://www.techno.edu.ru

10

11
12
13

14

15

16

17

Контрольная работа
Тема
4.1
Общие
сведения
Организация
железнодорожных
перевозок и управление
движением поездов.
Тема
4.2
План
формирования поездов
Тема
4.2.1
График
движения поездов
Тема 4.2.2 Понятие о
работе
поездного диспетчера
Тема 4.2.3 Планирование
и
организация перевозок и
коммерческой работы
Тема 4.2.4 Общие задачи
транспорта
по
осуществлению
грузовых
перевозок
Тема
4.2.5
Порядок
приема груза к
перевозке
Тема
4.2.6
Порядок
получения
груза
грузоотправителем

http://www.techno.edu.ru
1

1
1

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

1
http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1

18
19

20

21
22

23

24
25

26

27

Тема 4.2.7 Тарифы на
перевозки
Тема 4.2.8 Пассажирские
перевозки
Тема
4.2.9
Задачи
структурной реформы в
части пассажирских
перевозок
Тема 4.2.10 Проездные
документы
Тема 4.2.11 Повышение
качества
пассажирских перевозок
Тема 4.2.12 Маркетинг,
основные
понятия
Тема 4.2.13 Логистика,
основные
понятия
Итоговое занятие по
теме
Тема
4.3
Информационные
технологии и системы
автоматизированного
управления
Тема
4.3.1
Автоматизация рабочих

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1
1

1

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

1

1

http://www.techno.edu.ru

28

29

30

31

32
33

мест
Тема 4.3.2 Основные
виды АСУ на
железнодорожном
транспорте
Тема 4.4 Перспективы
повышения качества и
эффективности
перевозочного процесса
Тема 4.4.1 Структурная
реформа на транспорте
Тема
4.4.2
Реформирование
системы
управления
перевозками
Итоговое занятие по
теме
Производственные
экскурсии

http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru
1
http://www.techno.edu.ru

1

http://www.techno.edu.ru
1

1
2

1

http://www.techno.edu.ru
http://www.techno.edu.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Соколов В.Н., Жуковский В.Ф., Котенкова С.В., Наумов А.С. Общий курс
железных дорог: Учебник для студентов техникумов и колледжей
железнодорожного транспорта. М.: УМК МПС России, 2002 г.
2. Ефименко Ю.И., Ковалёв В.И., Логинов С.И. Железные дороги. Общий курс. –
М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Соколов В.Н., Жуковский В.Ф., Котенкова С.В., Наумов А.С. Общий курс
железных дорог: Учебник для студентов техникумов и колледжей
железнодорожного транспорта. М.: УМК МПС России, 2002 г.
2. Ефименко Ю.И., Ковалёв В.И., Логинов С.И. Железные дороги. Общий курс. –
М.: ФГОУ «УМЦ ЖДТ», 2013 г.
3. Ефименко Ю.И., Уздин М.М., Ковалёв В.И. Общий курс железных дорог:
Учебное пособие для СПО. – М.: «Академия», 2013 г.
4. Хушит Л.И. Общий курс железных дорог: Учебник для СПО. – М.: «Маршрут»,
2005
5. Сорокина Л.В. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность
движения. Иллюстрированное учебное пособие (альбом). – М.: ГОУ «УМЦ
ЖДТ», 2005 г.
6. Черняева Н.С. Верхнее строение пути: Учебное иллюстрированное пособие для
вузов, техникумов и колледжей ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2008
г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Федеральный портал «Инженерное образование»
http://www.techno.edu.ru
2. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
3. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru.
5. Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru

6. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://eor.edu.ru
8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».