МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
______________________ Е.В. Мусиенко
Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по информатике»
для обучающихся 9 класса
п. Троицкий 2024
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ........................................................................................... 3
Содержание учебного курса................................................................................... 6
Планируемые образовательные результаты ......................................................... 7
Личностные результаты ...................................................................................... 7
Метапредметные результаты .............................................................................. 7
Предметные результаты ......................................................................................... 8
Тематическое планирование ................................................................................ 10
Поурочное планирование ..................................................................................... 11
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ......... Ошибка!
Закладка не определена.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Программа учебного курса «Практикум по информатике» составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а
также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом
уровне,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации
обучающихся,
всероссийских
проверочных
работ,
государственной итоговой аттестации).
Учебный курс «Практикум по информатике» в основном общем
образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания
и возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Изучение предмета оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы
понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности
и одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение
как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Содержание программы направлено на систематизацию и расширение
знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми
программами. Значительный объём учебного времени отводится на
практические занятия.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Целями изучения учебного курса «Практикум по информатике» на
уровне основного общего образования являются:
формирование
основ
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки информатики, достижениям
научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества,
понимания роли информационных процессов, информационных
ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления
как
необходимого
условия
профессиональной
деятельности
в
современном
информационном
обществе,
предполагающего способность обучающегося разбивать сложные
задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с
задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения
результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том
числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в
условиях обеспечения информационной безопасности личности
обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к
информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Практикум по
информатике» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях
развития
информатики
периода
цифровой
трансформации
современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий, умения и навыки формализованного
описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и
информационных систем для решения с их помощью практических
задач, владение базовыми нормами информационной этики и права,
основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение учебного курса «Практикум по информатике» на базовом
уровне отводится в 9 классе – 17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Среда программирования Кумир
Исполнитель Робот. Среда исполнителя. СКИ. Стартовая обстановка.
Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл;
структуры алгоритмов. Разработка программ в среде программирования
Кумир, используя Робот.
Раздел 2. Математические инструменты, электронные таблицы
Умение проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы. Представление формульной
зависимости в графическом виде.
Раздел 3. Технология мультимедиа. Компьютерные презентации
Создание компьютерных презентаций с использованием шаблонов и
предоставленной информации.
Раздел 4. Текстовые документы и технологии их создания
Создание текстового документа. Форматирование текста в среде
текстового редактора. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и
графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм,
формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного курса «Практикум по информатике» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие логического, алгоритмического и математического
мышления;
формирование ответственного отношения к
учению,
готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития информатики;
формирование осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве
со
сверстниками,
взрослыми
в
процессе
образовательной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение самостоятельно определять цели и своего обучения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии изменяющейся
ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и
познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение, умение находить в тексте важные для решения
задачи параметры;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе предметные результаты должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и
непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных
позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять
арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции и отрицания, определять истинность логических
выражений, если известны значения истинности входящих в него
переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»,
понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной
речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том
числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых,
логических, символьных), а также содержащие их выражения,
использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции
и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять,
какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы
обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в
том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на
другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из
натурального числа;
умение анализировать простые алгоритмы для конкретного
исполнителя с фиксированным набором команд;
создавать и выполнять программы для заданного исполнителя или на
универсальном языке программирования.
осуществлять поиск информации в файлах и каталогах компьютера;
создавать презентацию;
создавать текстовый документ;
умение проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
4
Среда программирования Кумир. Исполнитель
Робот
Математические инструменты, электронные
таблицы
Технология мультимедиа. Компьютерные
презентации
Текстовые документы и технологии их создания
5
Итоговое повторение
1
2
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
4
4
3
3
3
17
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п
Тема урока
1
Среда исполнителя. СКИ. Стартовая обстановка. Основные алгоритмические конструкции.
1
2
Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот.
1
3
Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот.
1
4
Профессиональные инструменты дизайнера: графические планшеты, мониторы,
программное обеспечение
1
5
Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот.
1
6
Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы
1
7
Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы»
1
8
Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы»
1
9
Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы»
1
10
Технология мультимедиа. Компьютерные презентации
1
11
Практическая работа «Создание презентации» по данному шаблону
1
12
Практическая работа «Создание презентации» по данному шаблону
1
13
Текстовые документы и технологии их создания
1
14
Практическая работа «Создание текстового документа»
1
15
Практическая работа «Создание текстового документа»
1
Всего
16
Решение практических задач из ОГЭ
1
17
Решение практических задач из ОГЭ
1