МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62» ______________________ Е.В. Мусиенко Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Практикум по информатике» для обучающихся 9 класса п. Троицкий 2024 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ........................................................................................... 3 Содержание учебного курса................................................................................... 6 Планируемые образовательные результаты ......................................................... 7 Личностные результаты ...................................................................................... 7 Метапредметные результаты .............................................................................. 7 Предметные результаты ......................................................................................... 8 Тематическое планирование ................................................................................ 10 Поурочное планирование ..................................................................................... 11 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса ......... Ошибка! Закладка не определена. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Программа учебного курса «Практикум по информатике» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам. Программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Учебный курс «Практикум по информатике» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Изучение предмета оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Содержание программы направлено на систематизацию и расширение знаний учащихся в области информатики. Учащиеся знакомятся с новыми программами. Значительный объём учебного времени отводится на практические занятия. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Целями изучения учебного курса «Практикум по информатике» на уровне основного общего образования являются: формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Практикум по информатике» – сформировать у обучающихся: понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач; базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня; умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение учебного курса «Практикум по информатике» на базовом уровне отводится в 9 классе – 17 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Раздел 1. Среда программирования Кумир Исполнитель Робот. Среда исполнителя. СКИ. Стартовая обстановка. Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов. Разработка программ в среде программирования Кумир, используя Робот. Раздел 2. Математические инструменты, электронные таблицы Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. Представление формульной зависимости в графическом виде. Раздел 3. Технология мультимедиа. Компьютерные презентации Создание компьютерных презентаций с использованием шаблонов и предоставленной информации. Раздел 4. Текстовые документы и технологии их создания Создание текстового документа. Форматирование текста в среде текстового редактора. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного курса «Практикум по информатике» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ развитие логического, алгоритмического и математического мышления; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информатики; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ умение самостоятельно определять цели и своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение, умение находить в тексте важные для решения задачи параметры; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 9 классе предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся умений: пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления; записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять арифметические операции над ними; раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»; записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений; раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник; использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать оператор присваивания; использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними; анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа; умение анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд; создавать и выполнять программы для заданного исполнителя или на универсальном языке программирования. осуществлять поиск информации в файлах и каталогах компьютера; создавать презентацию; создавать текстовый документ; умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы 4 Среда программирования Кумир. Исполнитель Робот Математические инструменты, электронные таблицы Технология мультимедиа. Компьютерные презентации Текстовые документы и технологии их создания 5 Итоговое повторение 1 2 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всего Контрольные работы Практические работы 0 0 4 4 3 3 3 17 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Тема урока 1 Среда исполнителя. СКИ. Стартовая обстановка. Основные алгоритмические конструкции. 1 2 Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот. 1 3 Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот. 1 4 Профессиональные инструменты дизайнера: графические планшеты, мониторы, программное обеспечение 1 5 Разработка программ в среде программирования Кумир. Исполнитель Робот. 1 6 Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы 1 7 Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы» 1 8 Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы» 1 9 Практическая работа «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы» 1 10 Технология мультимедиа. Компьютерные презентации 1 11 Практическая работа «Создание презентации» по данному шаблону 1 12 Практическая работа «Создание презентации» по данному шаблону 1 13 Текстовые документы и технологии их создания 1 14 Практическая работа «Создание текстового документа» 1 15 Практическая работа «Создание текстового документа» 1 Всего 16 Решение практических задач из ОГЭ 1 17 Решение практических задач из ОГЭ 1