Приложение 3_РП ВД РЛЗ 9 класс (34 часа)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
______________________ Е.В. Мусиенко
Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Решение лингвистических задач»
для обучающихся 9 класса

п. Троицкий 2024

Рабочая программа учебного курса «Решение лингвистических задач» для 9
класса составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой
основного общего образования.

Планируемые результаты
Курс создает условия для развития общеучебных умений:
 информационных (нахождение, переработка и использование информации);
 интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных
видов, приводить убедительные аргументы и примеры);
 коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в
письменном высказывании, соблюдая нормы языка);
 организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей
деятельности).
Программа
предусматривает
использование
различных
видов
индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование
навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.
Учащиеся научатся:
- выполнять информационную обработку текста;
- выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное,
отсекать второстепенное;
- отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной
и краткой передачи информации;
- правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного
текста (исключение, обобщение, упрощение);
- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;
- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;
- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.
-проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли,
принадлежности к стилю, функционально- смысловому типу речи, средств
выразительности;
-применять коммуникативные навыки в речевой деятельности с учётом
ситуации и сферы общения.
-адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных
функционально-смысловых
типов речи
(повествование, описание,
рассуждение) и определённой функциональной разновидности языка;
-владеть навыками различных видов чтения;
- владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
-владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
-создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой
разновидности языка;
-совершенствовать и редактировать тексты;

-соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка,
правила речевого этикета.
- адекватно понимать и интерпретировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
-владеть различными видами аудирования ( с полным пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) текстов различных
функциональных разновидностей языка;
- владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
-создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов
речи и определённой функциональной разновидности языка;
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы
из жизненного опыта (на основе жизненных наблюдений, чтения учебной,
научной и художественной литературы);
-соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного
языка, правила речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
-извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные
точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных
текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на
различных информационных носителях, официально-деловых текстов),
высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата.
-аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы
из различных областей знания, жизненного и читательского опыта;
-понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их
объяснять;
-писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
-понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном
общении и уметь их объяснять.
-понимать скрытую информацию публицистического характера ( в том числе
текстов СМИ) анализировать и комментировать её в устной форме.
-участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в
дискуссиях на учебно-научные темы, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать, соблюдая норы учебно-научного
общения;
-понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и
уметь их объяснять

Содержание курса
Курс состоит из введения и 4 модулей. Программа элективного курса
строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу
системности соответствует подача материала в структурно организованном
виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический
материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью
предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые
характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу
доступности.
Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие
методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные
документы по ГИА.
1модуль. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа
текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и
второстепенную информацию).
2 модуль. Способы сокращения текста (девятиклассники учатся приемам
сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение) их уместному
использованию и созданию сжатого изложения).
3 модуль. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции
рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные
умозаключения и выводы).
4 модуль. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную
работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Курс имеет практическую направленность. В практической работе по
восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие
методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение,
эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по
заданным характеристикам).
На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на
поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты;
доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)
К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется
проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызвали
наибольшие затруднения у девятиклассников.
Используются следующие виды деятельности:
•исследовательская (выделение отрывков единого текста из псевдотекста,
анализ текста, его композиции, анализ выразительных средств языка),
•поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,
комментирование, отбор материала для сочинения),
•творческая (освоение информации и ее передача путем создания вторичного
текста, сочинение - рассуждение, спор с предполагаемым оппонентом).

Тематический план
№ п.п.
1.
2.
3.
4.

Содержание

Кол-во часов

Введение.
Текстоведение.
Способы сокращения текста.
Особенности сочинения-рассуждения.

1
15
11
7
34

Итого:

№
1

Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.
Общие методические подходы к работе с текстом в
заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1 ч.

2
3-5
6
7-8

Понятие о тексте. Признаки текста.
Типы и стили текста.
Комплексный анализ текста
Тема текста. Основная мысль.

9

Микротема. Микротекст. Абзац.

1ч.
3ч.
1ч
2 ч.
1ч.

10-11
12
13-14
15-16
17-18
19-20

Виды и средства связи предложений в тексте
Комплексный анализ текста
Монолог. Диалог
Контрольная работа в формате собеседования
Основные требования к изложению. Виды изложений.
Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем.
Способы сжатия текста.

2 ч.
1ч.
2 ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.

21
22
23

Языковые приёмы сжатия исходного текста. Исключение.
Языковой приём сжатия исходного текста. Упрощение
Языковой приём сжатия исходного текста. Обобщение.

1ч.
1ч.
1 ч.

24-25

Практикум. Применение способов сжатия.

2ч

26-27
28
29-30
31

Изложение
Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод.
Способы введения примеров-аргументов.
Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному
тексту.
Контрольная работа
Анализ работ

4. Особенности
сочинениярассуждения.

3 Способы сокращения
текста.

2Текстоведение.

Модуль
1Введен
ие

Учебно-тематическое планирование

32-33
34

Темы занятий

Итого

Количество
Часов

2ч.
1ч. .
2ч.
1 ч.
2 ч.
1ч.

34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».