МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
Рассмотрена
Утверждена
на заседании педагогического совета
приказом № 3008-1 от 30.08.2024
№ 1 от 29.08.2024
директор МКОУ «Троицкая СОШ
№ 62»
_________________/Е.В. Мусиенко/
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Решение трудных задач по математике»
для обучающихся 8-9 классов
п. Троицкий, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение трудных задач по математике»
предназначена для того, чтобы учащиеся 8-9 классов получили мотивацию к обучению
математики,
стремились
развивать
свои
интеллектуальные
возможности
в
общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы основного
общего образования.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на отработку базовых знаний
обучающихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Она позволяет устранить пробелы в знаниях по математике и применении полученных знаний
на практике.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс
подразумевает доступность предлагаемого материала для обучающихся, планомерное развитие
их интереса к предмету
Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к структуре,
содержанию и результатам освоения курса элективных занятий, примерной программы
основного общего образования по математике.
Цель программы:
ликвидировать пробелы в знаниях по математике; оказание
индивидуальной и систематической помощи при повторении курса математики Задачи
программы:
дать ученику возможность проанализировать свои способности;
помочь ученику усвоить учебный материал
повторить, обобщить материал курса основной общеобразовательной школы;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Рабочая программа курса рассчитана – 34 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю. Срок
реализации программы – 1 год.
Возраст детей: программа составлена для обучающихся 8-9 классов.
Формы и режим внеурочного занятия: групповые занятия, практические занятия
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений,
навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие
познавательных и творческих способностей и интересов.
Планируемые результаты освоения курса Личностные
результаты:
•
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире
профессий и профессиональных
интересов;
предпочтений, с учётом устойчивых познавательных
•
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
•
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
•
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой
деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
•
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
•
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся получат возможность научиться:
•
составлять план и последовательность действий;
•
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата;
•
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
•
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия;
•
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;
•
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные
Учащиеся получат возможность научиться:
•
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения,
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
•
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
•
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
•
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
•
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
•
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
•
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в
таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
•
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
Коммуникативные
Учащиеся получат возможность научиться:
•
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
•
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
•
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
•
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
•
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание курса
1.
2.
3.
4.
5.
Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями.
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями
Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач.
Рациональные числа и действия над ними.
Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Степень с натуральным показателем. Свойства степеней
Квадратные корни.
Квадратные уравнения.
Решение неравенств с одной переменной
Решение геометрических задач
6.
7.
8.
9.
10.
Тематическое планирование
№ Тема
1
2
Десятичные
дроби.
Действия с десятичными
дробями.
Обыкновенные дроби.
Действия
с
обыкновенными
дробями
Отношения и
пропорции.Решение
уравнений и
задач.
4 Рациональные числа и
действия над ними.
5 Линейные уравнения с
одной
переменной.
Решение
задач
с
помощью уравнений.
6 Степень с
натуральным
показателем
7 Квадратные корни.
8 Квадратные уравнения
9 Решение неравенств с
одной переменной
1 Решение
0 геометрическихзадач
3
итого
Реализация
рабочей
программы
воспитания «Школьный урок»
формирование
представлений
о
математике,
как
части
общечеловеческой культуры, о значимости
математики в развитии цивилизации и
современного общества;
роль
отечественных
ученых
в
становлении науки математики;
воспитание у учащихся устойчивого
интереса
к
изучению
математики,
творческого
отношения
к
учебной
деятельности
математического
характера.
формирование
понимания
необходимости
образования,
выраженной в преобладании учебнопознавательных
мотивов
и
предпочтений социального способа оценки
знаний;
формирование умения ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной
речи,
понимать
смысл
поставленной задачи;
Количество
часов
3
4
3
4
4
2
3
4
3
5
34
Календарно-тематическое планирование 8класс
№
п/п
Ко
Основные виды
деятельности
Дата
Раздел, тема
л-во
ученика
пла фак
часо
(на уровне учебных действий)
н
т
в
Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. 3ч
1
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Выполнение заданий на сложение
ивычитание десятичных дробей.
2
Умножение и деление
десятичных дробей
1
Выполнение заданий на умножение
иделение десятичных дробей.
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. 4ч
Практикум
3
выполнению заданий
по
4
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей
1
Выполнение заданий на сложение
ивычитание обыкновенных дробей
5
Умножение
обыкновенных дробей
1
Выполнение заданий на умножение
обыкновенных дробей
Деление обыкновенных
дробей
1
Выполнение
н делени
а
е
заданийобыкновенных
дробей
Самостоятельно планировать пути
Практикум
по
7
1
достижения целей познавательной
выполнению заданий
деятельности
Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач. 3ч
6
8
Решение уравнений
1
Решение уравнений
пропорции.
9
Решение задач
1
Решение
уравнений
задач
с
с
помощь
ю
помощь
ю
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Рациональные числа и действия над ними. 4ч
Практикум
10
выполнению заданий
по
11
Сложение рациональных
чисел
1
Выполнение заданий на сложение
рациональных чисел
12
Вычитание
рациональныхчисел
1
Выполнение заданий на вычитание
рациональных чисел
13
Деление и умножение
рациональных чисел
1
Выполнение заданий на умножение
иделение рациональных чисел
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. 4ч
14
Практикум
выполнению заданий
по
1
15
16
Решение
уравнений
линейных
Решение
уравнений
линейных
17
Решение задач с
помощьюуравнений
18
Практикум
выполнению заданий
19
Умножение и
степеней
20
1
Решение линейных уравнений
1
Решение линейных уравнений
1
Решение текстовых задач с
помощью составления уравнений.
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Степень с натуральным показателем. 2ч
по
деление
Возведение в степень
1
1
Умножение и деление степеней.
1
Возведение в степень
Квадратные корни.3ч
Вычисление
1
квадратного
квадратов.
Арифметический
21
квадратный корень
арифметического
корня.
Таблица
22
Применение
свойств
квадратного корня
23
Практикум
выполнению заданий
24
Решение
неполных
квадратных уравнений
1
Решение неполных
уравнений
25
Решение
уравнений
квадратных
1
.Отработка формул для
квадратных уравнений.
26
Решение
уравнений
квадратных
1
Внесение под корень. Вынесение
изпод корня. Использование тренажёра
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Квадратные уравнения.4ч
по
1
1
квадратных
решения
Решение квадратных уравнений
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Решение неравенств с одной переменной. 3ч
Решение неравенств с одной
Решение неравенств с
переменной. Выполнение заданий
28 одной переменной
1
КИМ
Практикум
27
выполнению заданий
Решение неравенств
29 одной переменной
по
с
1
Решение неравенств с одной
переменной. Выполнение заданий
КИМ
30
Практикум
выполнению заданий
по
1
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Решение геометрических задач. 5ч
31
Виды углов
32
Сумма углов треугольника 1
33
Виды
треугольников.
1
Площадь треугольника
34
Практикум
выполнению заданий
итого
1
по
1
34
Знать
и
применять
свойства
вертикальных,
смежных,
односторонних, накрест лежащих и
соответственных углов при решении
задач
Знать и применять при решении
задач теорему о сумме углов
треугольника.
Знать виды треугольников. Уметь
вычислять площадь треугольника
различными способами.
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Календарно-тематическое планирование 9класс
№
п/п
Ко
Основные виды
деятельности
Дата
Раздел, тема
л-во
ученика
пла фак
часо
(на уровне учебных действий)
н
т
в
Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. 3ч
1
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
Выполнение заданий на сложение
ивычитание десятичных дробей.
2
Умножение и деление
десятичных дробей
1
Выполнение заданий на умножение
иделение десятичных дробей.
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. 4ч
Практикум
3
выполнению заданий
по
4
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей
1
Выполнение заданий на сложение
ивычитание обыкновенных дробей
5
Умножение
обыкновенных дробей
1
Выполнение заданий на умножение
обыкновенных дробей
Деление обыкновенных
дробей
1
Выполнение
н деление
а
заданийобыкновенных
дробей
Самостоятельно планировать пути
Практикум
по
7
1
достижения целей познавательной
выполнению заданий
деятельности
Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач. 3ч
6
8
Решение уравнений
1
Решение уравнений
пропорции.
9
Решение задач
1
Решение
уравнений
задач
с
с
помощь
ю
помощь
ю
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Рациональные числа и действия над ними. 4ч
Практикум
10
выполнению заданий
по
11
Сложение рациональных
чисел
1
Выполнение заданий на сложение
рациональных чисел
12
Вычитание
рациональныхчисел
1
Выполнение заданий на вычитание
рациональных чисел
13
Деление и умножение
рациональных чисел
1
Выполнение заданий на умножение
иделение рациональных чисел
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. 4ч
14
Практикум
выполнению заданий
по
1
15
16
Решение
уравнений
линейных
Решение
уравнений
линейных
17
Решение задач с
помощьюуравнений
18
Практикум
выполнению заданий
19
Умножение и
степеней
20
1
Решение линейных уравнений
1
Решение линейных уравнений
1
Решение текстовых задач с
помощью составления уравнений.
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Степень с натуральным показателем. 2ч
по
деление
Возведение в степень
1
1
Умножение и деление степеней.
1
Возведение в степень
Квадратные корни.3ч
Вычисление
1
квадратного
квадратов.
Арифметический
21
квадратный корень
арифметического
корня.
Таблица
22
Применение
свойств
квадратного корня
23
Практикум
выполнению заданий
24
Решение
неполных
квадратных уравнений
1
Решение неполных
уравнений
25
Решение
уравнений
квадратных
1
.Отработка формул для
квадратных уравнений.
26
Решение
уравнений
квадратных
1
Внесение под корень. Вынесение
изпод корня. Использование тренажёра
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Квадратные уравнения.4ч
по
1
1
квадратных
решения
Решение квадратных уравнений
Самостоятельно планировать пути
1
достижения целей познавательной
деятельности
Решение неравенств с одной переменной. 3ч
Решение неравенств с одной
Решение неравенств с
переменной. Выполнение заданий
28 одной переменной
1
КИМ
Практикум
27
выполнению заданий
Решение неравенств
29 одной переменной
по
с
1
Решение неравенств с одной
переменной. Выполнение заданий
КИМ
30
Практикум
выполнению заданий
по
1
Самостоятельно планировать пути
достижения целей познавательной
деятельности
Решение геометрических задач. 5ч
31
Виды углов
32
Сумма углов треугольника 1
33
Виды
треугольников.
1
Площадь треугольника
34
Четырёхугольники и их
свойства.
Вычисление 1
площадей.
итого
1
34
Знать
и
применять
свойства
вертикальных,
смежных,
односторонних, накрест лежащих и
соответственных углов при решении
задач
Знать и применять при решении
задач теорему о сумме углов
треугольника.
Знать виды треугольников. Уметь
вычислять площадь треугольника
различными способами.
Знать и применять при решении
задач свойства четырёхугольников.
Уметь вычислять их площади.
Литература
1.
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Под редакцией Подольского - М.: Просвещение, 2022.304 с.: ил.
2.
Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 12-е изд. – М.:
Просвещение, 2020. – 256 с.
3.
Алгебра. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 13-е изд. – М.:
Просвещение, 2022. – 287 с.
4.
Алгебра. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г.
Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 12-е изд. – М.:
Просвещение, 2022. – 287 с.
5.
Геометрия. 7-9 классы: учеб для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф.
Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2022. – 383 с
6.
Математика.
Все
тесты
и
тренажёры
для
5-9
классов
https://контрользнаний.рф/matematika-vse-klassy/