Приложение 3_РП ВД Я выбор 8кл Сутягина

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

Рассмотрена

Утверждена

на заседании педагогического совета

приказом № 3008-1 от 30.08.2024

№ 1 от 29.08.2024

директор МКОУ «Троицкая СОШ
№ 62»

_________________/Е.В. Мусиенко/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я - выбор»
для 8 класса основного общего образования

Пос. Троицкий

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить
единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не
толькона уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена потребностью подростков в
самоопределении, в том числе в определении сферы будущей профессиональной деятельности. А
это влечёт за собой необходимость в педагогическом сопровождении профессионального
самоопределения школьников, в развитии мотивации школьника к осуществлению трудовой
деятельности, в формировании готовности школьников к выбору профессионального пути и к
обучению в течение всей жизни. Эти важные задачи лишь отчасти решаются в учебном процессе.
Работа по программе внеурочной деятельности «Мой выбор» позволит педагогу реализовать эти
актуальные для личностного развития учащегося задачи.
Программа станет востребованной как школьниками, которые планируют после окончания ОО
продолжить обучение в колледжах и техникумах, так и теми, кто планирует получить среднее
образование в стенах школы. Сегодня профессионалу любой сферы деятельности необходимо
владеть набором универсальных навыков, поэтому программа ориентирована на всех
школьников вне зависимости от профиля и направленности предполагаемой будущей
профессии.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности нацелен на помощь учащемуся:
- в освоении над профессиональными компетенциями навыков общения, навыков работы в
команде, навыков поведения в конфликтной ситуации, навыков сотрудничества, навыков
принятия решения и ответственности. Эти навыки являются важными для любой профессии,
владение ими позволит учащемуся в будущем реализовать себя как в профессиональной
сфере, так и в личной жизни;
- в ориентации в мире профессий и в способах получения профессионального образования. Это
позволит учащемуся в большей степени самостоятельно делать выборы в профессиональной
сфере, объективнее оценивать свои шансы на получение профессии, корректировать свой
школьный образовательный маршрут;
- в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей. Эти навыки помогут учащемуся
стать увереннее в себе, понимать и оценивать степень влияния других людей на свои
решения, в том числе в сфере выбора профессии;
- в формировании и развитии трёх компонентов готовности к профессиональному
самоопределению: мотивационно - личностного (смыслового), когнитивного (карьерная
грамотность) и деятельностного;
- в планировании жизненного и профессионального пути. Это позволит учащемуся строить образ
своего будущего, видеть задачи, которые предстоит решить для достижения этого образа;
- в поддержании мотивации учащегося к осуществлению трудовой деятельности. Это позволит
ему видеть социальный характер любого труда, понимать естественность каждодневных усилий

как для повышения своего будущего профессионального уровня, так и для обычного труда в
семье, во дворе своего дома.
Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» предназначена для учащихся 8 класса,
доработана, с учетом условий деятельности, учебно-материальной базы школы и потребностей
учащихся. Она ориентирована на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального
развития и способностей.
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю), в рамках которых предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, решения кейсов, встречи с
представителями разных профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые
игры, консультации педагога и психолога.

Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности
«Профориентация» (3 ч)
Знакомство участников программы. Игры и упражнения, помогающие познакомиться.
Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Понятие
«профессия». О чём люди думают прежде всего, когда задумываются о будущей профессии.
Одна профессия на всю жизнь или сто профессий на одну жизнь. Примеры
профессиональных судеб известных учёных, писателей, изобретателей, артистов Развилки на
профессиональном пути
Раздел 2. Универсальные навыки (7)
Вербальная и невербальная коммуникация и их роль в профессиональной жизни человека.
Устная и письменная речь. Нужно ли профессионалу быть грамотным? Общение как умение
не только высказывать свои мысли, но и слушать чужие Невербальные средства общения.
Жесты, мимика, телодвижения как источник информации о человеке (например, для
потенциального работодателя) Влияние интонации на слушателя. Эффективная
коммуникация. Что значит быть «активным слушателем»? Основные правила делового
этикета Составление перечня профессий, для представителей которых навык коммуникации
является приоритетным.
Раздел 3. Какой я? (6 ч)
Что мы наследуем от предков и что приобретаем в процессе развития. Учёт психологических
особенностей человека в процессе выбора профессии. Игры, развивающие внимание, память,
логику, абстрактное и критическое мышление. Правила командных игр. Профессии,
требующие максимальной концентрации внимания.
Раздел 4. Образовательная траектория (4ч)
Ошибки, которые мы совершаем в жизни. Причины ошибок. Ошибка в выборе профессии и
её последствия. Как не ошибиться в выборе колледжа, вуза, профессии. Пути исправления
ошибок. Ориентация на собственное будущее как залог сегодняшних успехов. Построение
траектории собственной жизни. Сегодняшние успехи и достижения Факторы, влияющие на
успех в карьере Примеры траекторий становления известных людей мира, страны, города.
Большая профориентационная игра как способ конструирования школьником собственного
образовательного и профессионального маршрута. Этапы проведения игры. Цели и задачи игры

Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона(7 ч)
Обзор учреждений среднего профессионального образования региона: место расположения,
проходной балл, направления подготовки, бюджетные, внебюджетные и целевые места,
возможности трудоустройства после окончания. Встреча с приглашённым преподавателем или
студентом колледжей, куда часто поступают выпускники 9 класса гимназии. Судьбы
выпускников гимназии, окончивших колледжи региона.
Экскурсия по территории колледжей, знакомство с условиями поступления и обучения в
колледже, беседы, интервью.
Обзор учреждений высшего профессионального образования региона: место расположения,
проходной балл прошлого года на разные факультеты, направления подготовки,
возможности трудоустройства после окончания вуза. Встреча с представителями вузов,
куда часто поступают выпускники 11 класса гимназии. Судьбы выпускников, окончивших
вузы региона в разные годы Поиск нужной информации на сайтах вузов.
Раздел 6. Проба профессии, экскурсии (7 ч)
Первый профессиональный выбор школьника. Что и кто влияет на выбор дальнейшего
образовательного и профессионального пути. Значение ОГЭ для буду щей профессиональной
карьеры. «Примерка» профессий. Профессиональная проба - что это такое.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит
взаимодействовать в рамках реализации программы «Мой выбор»;
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут
знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
В сфере эстетического воспитания:
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
В сфере физического воспитания,
формирования
культуры здоровья
и
эмоционального благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с
профессиями сферы «человек-природа»;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание
потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную
деятельность;
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в деятельности, связанной с освоением курса, на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному
признаку;
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты
представлений о ней, и находитьспособы для решения возникшей проблемы;
- использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
-воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в
рамках занятий, курс;
- выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
стараться смягчать конфликты;
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой).

Тематическое планирование
Формы проведения занятий
Количество
часов
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (3 ч)
Начало пути к выбору 1
Представление участников программы. Участие в играх, помогающих познакомиться, снять
профессии
напряжение, установить доверительную атмосферу (например, «Никто не знает, что я…»,
«Расскажи мне о себе»). Высказывание детьми своих ожиданий от занятий курса с
использованием игры. «Разворачивающаяся кооперация». Обсуждение вопроса о том, всегда
Темы

Мои
сегодняшние
профессиональные
предпочтения

1

Что важно для человека
любой профессии

1

ли совпадают призвание и профессия, полученное образование и сфера деятельности. Беседа о
раз вилках на профессиональном пути, уникальности каждого профессионального маршрута, о
наличии у каждого возможностей для его изменения.
Участие в беседе об особенностях современного рынка труда в России, в том числе об отраслях,
которые сегодня испытывают дефицит кадров(сельское хозяйство, металлургия, информационные
технологии, химическая промышленность), о низкой доле наукоёмких, технологичных отраслей; о
самозанятости и удалённой работе; о единой цифровой платформе занятости.
Составление списка из 10—12 профессий, представителей которых школьники встречают по
пути из дома в школу Деловая игра «Общее и особенное каждой профессии», во время которой
участники формулируют профессиональные и над профессиональные навыки, необходимые
представителям профессий, и делают вывод о том, что над профессиональные навыки у
представителей разных профессий очень близки между собой. Беседа о причинах этого и
принципиальной важности коммуникации для представителей почти всех профессий.
Знакомство с ролью надпрофессиональных навыков в становлении профессионального и
личного пути человека.

Раздел 2. Универсальные навыки (7 ч)
Коммуникация

2

Знакомство участников программы с понятием
«вербальная коммуникация» Участие в дискуссии «Нужно ли современному человеку быть
грамотным?», в ходе которой школьники вместе с педагогом ищут ответы на вопросы:

означает ли грамотность только знание орфографии; чем устная речь отличается от
письменной; связаны ли устная и письменная речь с чтением. Знакомство школьников с
характеристиками невербальной коммуникации. Участие в беседе о внешнем виде как
источнике информации о человеке, о причинах использования смайликов вместо слов, о
значении интонации в общении. Участие в играх. «Интонация» и «Разговор через стекло».

1

Я тебя понимаю

Мое личное пространство

1

Работа в парах по составлению списка барьеров, которые мешают общению быть плодотворным
Обсуждение общего списка барьеров в общении и способов нивелирования этих барьеров
Работа вгруппах по определению навыков, которые помогают сделать общение между людьми
эффективным Обобщение результатов работы и формулирование перечня навыков, важных для
эффективного профессионального общения в будущем. Мозговой штурм — обсуждение правил
делового этикета. Участие в игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники
называют п о одной-две профессии, для представителей которых навык эффективной
коммуникации является определяющим.
Дискуссия о том, почему люди, которые пытаются понять других, реже становятся участниками
конфликтов. Обсуждение того, насколько трудно признаться себе в наличии отрицательных качеств.
Самостоятельная работа описать свои тревоги, переживания. Обсуждение того, связаны ли они с
наличием качеств, которые мешают человеку и требуют работы над собой. Беседа о том, что умение
понимать поступки других; что умение не торопиться с выводами позволяет увидеть, что у одинаковых
поступков могут быть разные мотивы; об эмпатии, которая помогает в выстраивании доверительных
отношений между людьми; о наблюдении за поведением людей, которая помогает в выстраивании
доверительных отношений между людьми; о наблюдении за поведением людей, которое помогает в
понимании их. Игра «Поза».
Анализ странички в соцсетях как занятие, которое может приблизить момент понимания другого
человека. Практическое задание: анализ чьей-либо страницы с точки зрения человека, стремящегося
понять автора этой странички. Игроки называют по одной-две профессии, для представителей которых
способность к эмпатии является определяющей.
Участие в беседе о том, что личное пространство человека является многосоставным понятием. Работа
в парах: собственное определение понятие «личное пространства человека». Совместная выработка
правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не нарушать границы личного пространства другого

Конфликт
негативные эмоции

и

Профессиональные
риски,
или
кто
подумает о здоровье
профессионала

2

человека, и правил, соблюдая которые, собственное личное пространство не будет нарушено. Участие в
игре «Назови свою профессию», в ходе которой школьники называют по одной-две профессии, у
представителей которых часто возникает риск нарушения их личного пространства.
Участие в игре «Ассоциации», в ходе которой школьники называют ассоциации, которые у них
возникают при упоминании слова «конфликт». Желающие вспоминают какую-нибудь
конфликтную ситуацию из их жизни и рассказывают, как она разрешилась. Составление общего
списка возможных выходов из конфликта. Обсуждение в парах: может ли конфликт иметь
положительные последствия, и если «да», то какие? Работав группах: школьники делятся на
группы в зависимости от основных стратегий поведения в конфликте (соперничество,
приспособление, избегание, сотрудничество и компромисс); обсуждают плюсы и минусы
выбранной стратегии; затем разыгрывают предложенный педагогом конфликт в зависимости
от стратегии. Участие в игре «Паровозик». Составление списка «конфликтоёмких» профессий

1

Участие в беседе о том, что влияет на здоровье человека. Обсуждение причин разной
продолжительности жизни человека в разных странах. Выяснение отличий физического и
психического здоровья. Игра «Самая опасная для здоровья профессия», во время которой
школьники учатся видеть потенциальные риски разных профессий, а также способы их
снижения. Участие в рефлексии «Я, скорее всего, никогда не стану …, потому что…», во время
которой школьники продолжают предложенную выше фразу. Обсуждение ограничений,
которые накладывает здоровье на овладение профессией, и способов преодоления
э т и х ограничений

2

Участие в беседе с приглашённым на занятие школьным психологом о психологическом
портрете человека, о возможностях развития памяти, внимания, критического и
абстрактного мышления. Участие в играх для развития зрительного, слухового внимания
(«Перепутанные линии», «Анаграммы», «Таблицы Шульте», «Пятнашки» и т п ), памяти
(«Мемори», «Мафия», «Судоку» и т п ), логики («Данетки», ребусы, поиск закономерностей и
т п ) Обсуждение правил командных игр, допустимого поведения во время игр, проявление

Раздел 3. Какой я (6 ч)
Темперамент. Память.
Внимание.
Особенности
мышления

Как узнать, какой я на
самом деле

Секреты восприятия

2

1

взаимного уважения, честности, чувства юмора, ответственности. Составление в группах списка
профессий, требующих: максимальной концентрации внимания; хорошей зрительной памяти;
хорошей моторной памяти; хорошей слуховой памяти.
Участие в беседе о способности человека к познанию себя, о мотивах своих поступков и
особенностях своего поведения. Обсуждение вопроса о том, может ли человек с уверенностью
сказать, что знает всё о себе самом. Игра «Верю — не верю», связанная с историей лженаук астрологии и нумерологии.
Составление перечня вопросов школьному психологу на тему «Как узнать себя и что потом с
этим делать?». Участие в блиц-интервью со школьным психологом. Обсуждение связи
психологических особенностей личности и будущей профессии. Прохождение онлайн-тестов
стандартизированной методики оценки, направленной на измерение индивидуальных свойств
и качеств подростка, прямо или косвенно связанных с выбором профессиональных и
образовательных т р а е к т о р и й , н а п р и м е р диагностики проекта «Билет в Будущее»
или
«Профилум». (При разработке и использовании профориентационной диагностики
целесообразно опираться на Российский стандарт тестирования персонала). Обсуждение с
психологом, педагогом вопроса о степени точности таких тестов.
Участие в беседе об экстремальных ситуациях и «экстремальных» профессиях: обсуждение
ситуаций, которые могут стать экстремальными для разных людей (например, поход в горы;
оказание первой помощи; беседа с незнакомым человеком и т д). Участие в рефлексии:
закончить предложение «Экстремальной для себя я считаю ситуацию, когда …», Составление
собственного списка «экстремальных» профессий.
Обсуждение вопроса о том, как мы воспринимаем человека, с которым встречаемся впервые.
Участие в игре «Кто это?»: школьники наедине записывают на листке свои самые сильные
стороны; после этого листки перемешиваются и в произвольном порядке педагог зачитывает
вслух текст из взятого наугад листочка. Остальные пытаются отгадать, чьи качества
перечисляет педагог. Обсуждение проблемы совпадения и несовпадения собственного мнения о
себе с мнением окружающих.
Игра «Достоинства и недостатки», игра «Комплимент».
Работа в мини-группах, во время которой школьники каждой группы представляют себя

руководителем предприятия (например, торговли, транспорта, сферы обслуживания и т п),
который набирает персонал: каждая группа формулирует вопросы анкеты, которую они хотели бы
предложить потенциальным работникам своей организации, и по возможности ранжируют
вопросы по степени важности для представителя профессии этой сферы деятельности.
Обсуждение проблемы неравенства (гендерного, возрастного, расового) между людьми,
претендующими на одну и ту же должность.
Первый
опыт
самопрезентации

1

Участие в беседе о том, в каких ситуациях важно презентовать себя (при устройстве на работу,
при публичном выступлении, при знакомстве со взрослым или сверстником, при совершении
покупок и т п). Ролевая игра «Первое знакомство», подводя итоги которой школьники вместе с
педагогом формулируют перечень некоторых правил самопрезентации. Индивидуальная работа,
во время которой участники в течение минуты придумывают своё продолжение пословицы «По
одёжке встречают, а по … провожают», записывают его на стикере и прикрепляют листок со
своей пословицей к школьной доске или стене. Обсуждение вопроса о том, можно ли понять
настроение, помыслы человека, анализируя его позу, движения, выражение лица; что
значат позы человека Обсуждение поз, которые располагают одного человека к другому;
поз, которые вызывают желание побыстрее закончить общение; поз и жестов, которые
ставят собеседника в неловкое положение Игра «Разгадай меня», во время которой
учащиеся в парах пытаются узнать настроение, мысли друг друга по выражению лица,
изгибу спины, жестам. Прослушивание текста, который читает или пересказывает педагог,
намеренно использующий слова-паразиты («так сказать», «как будто», «как бы»,
«понимаешь», «типа», «в принципе» и т п), поиск слов паразитов и обсуждение их влияния
на восприятие говорящего; анализ детьми собственной речи и выявление в ней «словпаразитов»; обсуждение причин их появления и способов избавления от них. Участие в
беседе о стилях в одежде
Определение «писаных» и «неписаных» правил создания
собственного визуального образа (чистота одежды, соотнесение
со
стилем
поведения,
«уличная», «школьная», «спортивная» и «рабочая» одежда) Просмотр и обсуждение слайдшоу «Признаки стиля», которое педагог и/или группа детей подготовили к занятию.
Участие в мастер-классе по написанию резюме, проводимом приглашённым на занятие
психологом или руководителем кадровой службы гимназии.

Раздел 4. Образовательная траектория (4 ч)
Ошибки, которые мы
совершаем

1

Участие в беседе об ошибках в нашей жизни и их роли.
Работа в парах: составление участниками списков ошибок, которые могут совершить и
совершают выпускники в выборе профессии; соотнесение своих списков со списком,
предложенным педагогом (выбор экзаменов, не соответствующих той деятельности, которой
хочется заниматься в будущем; учёт только материальной составляющей профессии; выбор
по аналогии с выбором близких друзей; выбор престижной специальности, не имея к ней
склонностей и т п); обсуждение списков педагога и школьников. Дискуссия «Надо ли
исправлять ошибки»

Я через 5, 10, 20,
50 лет

1

Участие в беседе о важности наличия мечты, о возможностях и преградах по пути
следования за мечтой, о потенциале образа будущего для совершения действий в
настоящем. Самостоятельная работа,
в
ходе
которой
школьники схематично
изображают или записывают, какими они
видят себя через 5, 10, 20 лет; затем записывают, какие основные события (успехи,
неудачи) случились с ними до сегодняшнего дня: 2 года назад, 4 года назад, 8 лет назад.
Обсуждение того, повлияли ли эти события на то, что происходит с ними сегодня.
Обсуждение вопроса о том, можно ли превратить собственный желаемый образ в реальный,
и ка кие шаги для этого нужно предпринять. Участие школьников в блиц-опросе о самых
известных (знаменитых, успешных) людях разных профессий, о которых школьники знают
(от известных физиков, изобретателей до лучшего кондитера или парикмахера города или
посёлка).

Большая
профориентационная
игра

2

Участие школьников в беседе о предстоящей большой профориентационной игре, в ходе
которой школьникам предстоит сделать 7 шагов (от ранжирования на первом шаге группы
карточек «Кто», «Что», «Где», до взвешивания на седьмом шаге сформулированных
вариантов выбора направленности будущей профессиональной деятельности). Обсуждение
целей игры.
Участие в большой профориентационной игре. Рефлексия хода и результатов игры.

Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (7 ч)
Учреждения среднего
профессионального
образования
нашего
региона

2

Участие школьников в блиц-опросе о колледжах и техникумах, к о т о р ы е р а б о т а ю т в
регионе, о друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся. Участие в беседе
об учреждениях среднего профессионального образования, которые существуют в регионе.
Игра «Да-нет», в ходе которой педагог называет необычную профессию, а школьники
пытаются угадать, готовят ли таких специалистов учреждения СПО региона. Беседа с
директором колледжа (преподавателем), выпускником гимназии, который учится или учился
в одном из колледжей региона. Обсуждение методики подсчёта среднего балла аттестата
при поступлении в колледж. Подсчёт собственного среднего балла аттестата по итогам
прошлого учебного года. Участие в беседе о предстоящей экскурсии в колледж, составление
перечня вопросов для руководителей колледжа. Распределение обязанностей по подготовке
и проведению экскурсии (выбор оптимального маршрута, выяснение правил прохода на
территорию колледжа, организация питания во время экскурсии, фото и видеосъёмка на
территории колледжа, сбор информации для размещения на сайте гимназии и т д).

Учреждения высшего
профессионального
образования
нашего
региона

2

Участие школьников в блиц-опросе о вузах, которые существуют в регионе, о родственниках,
друзьях и знакомых школьников, которые там учились или учатся. Участие в беседе об
учреждениях высшего профессионального образования, которые работают в регионе. Игра «Данет», в ходе которой педагог называет необычную профессию, а школьники пытаются угадать,
готовят ли таких специалистов высшие учебные заведения региона. Беседа с выпускником
гимназии, который учится или учился в одном из вузов региона. Поиск информации в
интернете о профессиональных судьбах выпускников, окончивших вузы региона.
Знакомство с понятием «проходной балл», с возможностями получить дополнительные баллы,
необходимые для поступления в вуз.
Анализ сайта одного из вузов региона с целью обучения поиску информации для
абитуриентов.

Промышленные,
научные,
сельско-

2

Знакомство с информацией педагога об основных предприятиях региона, интересных фактах и
событиях, с ними связанных. Участие в беседе с родителями школьников — представителями

хозяйственные
предприятия региона

разных профессий, работающими на предприятиях региона. Конкурс на лучший вопрос
родителям о предприятии, профессиональном росте, требованиям к сотрудникам, динамике
роста заработной платы и т п.
Участие школьников в блиц-опросе о предприятиях региона, которые они могут назвать.
Знакомство с информацией педагога о центрах занятости, бирже труда. Групповая работа:
поиск информации о вакансиях, заработной плате, условиях труда предложенной педагогом
профессии (например, ландшафтного дизайнера, повара-кондитера, водителя) на одном из
онлайн-ресурсов, где размещается информация о вакансиях (например, http://gotourl
ru/13799.) Участие в беседе о предстоящей экскурсии на производство, составление перечня
вопросов для представителей предприятия.
Распределение обязанностей по подготовке и проведению экскурсии (выбор оптимального
маршрута, выяснение правил прохода на территорию предприятия, организация питания,
фото- и видеосъёмка на территории предприятия, сбор информации для размещения на сайте
гимназии и т д).

Сам себе стартап

1

Обсуждение вопроса о том, как и где можно реализовать свою потребность в литературном и
художественном творчестве, изобретательстве, предпринимательстве (с привлечением
информации о конкурсах, грантах, стипендиях, например, с сайтов http://gotourl ru/14318, http://
gotourl ru/14319). Знакомство с сайтом Министерства просвещения РФ, на котором можно
получить информацию о проводимых олимпиадах и конкурсах, условиях участия в них и
преимуществах, к о т о р ы е
даёт
успешное
выполнение
олимпиад разного уровня
(http://gotourl.ru/14320).

Раздел 6. Проба профессии (7 ч)
Как
«примерить»
профессию

2

Беседа о тревогах, ожиданиях, планах, связанных с окончанием 9-ого класса. Знакомство с
интернет ресурсами, позволяющими «примерить» профессию. Прохождение тестов для
«примерки» профессии (например, сайт проекта «Билет в будущее» http://gotourl. ru/14321.
Обсуждение результатов «примерки». Беседа о профессиях, в которых можно себя
попробовать до окончания гимназии. Условия приёма на работу в 14, 15, 16 лет.
Знакомство с тем, что такое профессиональная проба и в каких профессиях можно себя
попробовать на ближайших занятиях.

Профессиональная
проба «Интервью»

2

Участие в беседе о профессиональной пробе «Интервью», в ходе которой школьники узнают о
специфике и основных направлениях деятельности человека, работающего в сфере
журналистики. Составление перечня профессий, которыми владеют люди, работающие в сфере
журналистики.
Прохождение пробы, в ходе которой школьники учатся вести поиск информации,
необходимой для выполнения данного педагогом задания, а также оценивать её значимость
и достоверность, анализировать и осмысливать события, происходящие в обществе, связи
между ними и возможные последствия. Школьники выполняют профессиональную пробу
«Интервью» на двух уровнях сложности.

Профессиональная
проба «Фитодизайн»
или др.

1

Беседа о профессиональной пробе «Фитодизайн», в ходе которой школьники узнают о
специфике профессиональной деятельности в области растительного дизайна. Составление
перечня профессий, которыми владеют люди, работающие в сфере фитодизайна.

Профессиональная
проба
«Экспозиционер» или др.

1

Участие в беседе о профессиональной пробе «Экс- позиционер», в ходе которой школьники
узнаюто специфике профессиональной деятельности в музейной сфере.
Прохождение профессиональной пробы «Экспозиционер» по двум уровням сложности.

1

Участие в рефлексии: каждый школьник продолжает предложенные педагогом фразы: «Мои
главные эмоции во время занятий…», «Мои главные открытия за это время…», «Мои
сомнения связаныс тем, что…», «Я хочу в будущем…», «Хочу сказать спасибо…», «Самое
интересное занятие курса…». Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными
педагогом и детьми во время занятий (экскурсий, профессиональных проб, групповой
работы, игр и т. п.).
Составление второй версии предпочитаемых школьниками профессий или сфер деятельности.
Составление версии 9.0 (на момент окончания.
9 класса) траектории профессионального и образовательного пути.
Благодарности друг другу за совместную работу.

итоги курса

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИИЕ
№

Название раздела, тема

Кол-во
часов

Дата занятия

План
Раздел 1. Введение в курс внеурочной деятельности «Профориентация» (3 ч)
1
Начало пути к выбору профессии
1
2
Мои сегодняшние профессиональные предпочтения
1
3
Что важно для человека любой профессии
1
Раздел 2. Универсальные навыки (7 ч)
4
Коммуникация
1
5
Коммуникация
1
6
Я тебя понимаю
1
7
Мое личное пространство
1
8
Конфликт и негативные эмоции
1
9
Конфликт и негативные эмоции
1
10
Профессиональные риски, или кто подумает о здоровье 1
профессионала
Раздел 3. Какой я (6 ч)
11
Темперамент. Память.
1
12
Внимание. Особенности мышления
1
13
Как узнать, какой я на самом деле
1
14
Как узнать, какой я на самом деле
1
15
Секреты восприятия.
1
16
Первый опыт самопрезентации .
1
Раздел 4. Образовательная траектория (4 ч)
17
Ошибки, которые мы совершаем.
1
18
Я через 5, 10, 20,50 лет.
1
19
Большая профориентационная игра.
1
20
Большая профориентационная игра.
1
Раздел 5. Профессиональные возможности нашего региона (7 ч)
21-22 Учреждения среднего профессионального образования
2
нашего региона.

Факт

Примечание

Учреждения высшего профессионального образования
нашего региона.
25-26 Промышленные, научные, сельско-хозяйственные
предприятия региона.
27
Сам себе стартап.
Раздел 6. Проба профессии (7 ч)
28-29 Как «примерить» профессию
30-31 Профессиональная проба «Интервью».
32
Профессиональная проба «Фитодизайн».
33
Профессиональная проба «Экспозиционер».
34
Подводя итоги.
23-24

2
2
1
2
2
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
(учебные материалы для ученика, цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет).
1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация» (основное общее образование), Москва 2022 год.
2. Беседы о самоопределении. Книга для чтения учащихся 8 — 9 классов : учеб. пособие / Г. В. Резапкина. — М. : Образовательноиздательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2012. — 112 с. — (Серия «Профессиональная ориентация»).
3. http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2.
4. https://infourok.ru/
5. https://urok.1sept.ru/articles/581529.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».