Приложение 3_РП по финансовой грамотности 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
5-7 КЛАССЫ

П. Троицкий, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в
соответствии с ФГОС ООО и направлена на достижение планируемых
результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их
мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим
интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс
рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа – в 7 классе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
 Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области
финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на
приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
 Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
применение полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; развитие собственной
финансовой грамотности и выработка экономически правильного
поведения, а так же способов поиска и изучения информации в этой
области;
 Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно – исследовательской и
проектной деятельности в области экономики семьи.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
 Деньги, их история, виды, функции;
 Семейный бюджет;
 Экономические отношения семьи и государства;
 Человек и финансовые организации;
 Собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими
учебными предметами, как математика, история, технология, география,
обществознание и литература. Это предполагает конструирование
экономических задач и включение их в курс математики, работу на
различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими
простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования
финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например:
«Банк и его услуги», «Смета подготовки ребенка к началу учебного года»,
«Расходы
на
проведение
праздника
(школьного,
семейного,
государственного, профессионального)» и т.д.
1

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают:
 Задачи с элементарными денежными расчетами;
 Кейсы по экономике семьи;
 Игры, практические задания по работе с простой финансовой
информацией;
 Построение графиков и диаграмм;
 Мини – исследования и проекты в области экономических отношений в
семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с
текстами, таблицами, схемами, а так же навыки поиска, анализа и
предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и
работы в малых группах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
 Осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых связей семьи и государства;
 Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
 Проявление самостоятельности и личной ответственности за свое
финансовое поведение, планирование собственного бюджета,
предложение вариантов собственного заработка;
 Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса,
каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых
жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и
достигать обоюдного взаимопонимания;
 Понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
 Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет – сайтах,
в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и
интервью;
 Умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
 Выполнение логических действий сравнения преимуществ и
недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей
2

работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации
о средней заработной плате в регионе проживания, об основных
статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне
безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для
частных лиц, о валютных курсах;
 Установление причинно – следственных связей между уплатой налогов
и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;
 Построение рассуждений – обоснований;
 Умение производить расчеты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет – калькуляторов, рассчитывать доходы и
расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по
депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами;
 Владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические
данные, простая финансовая инфоормация, учебный проект в области
экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в
семье и обществе).
Регулятивные
 Анализ достигнутых и планирование будущих образовательных
результатов по финансовой грамотности, постановка цели
деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих
возможностей;
 Самостоятельное планирование действий по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;
 Проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи;
 Контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка
выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;
 Применение приемов саморегуляции для достижения эффектов
успокоения, восстановления и активизации.
Коммуникативные
 Умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных
проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики
семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
 Работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее
3

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов сторон;
 Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение,
описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в
области экономики семьи, исследований экономических отношений в
семье и обществе, формировать портфолио по финансовой
грамотности;
 Умение использовать информационно – коммуникативные технологии
для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
 Владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,
блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная
ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды
вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес,
валюта, валютный курс;
 Понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли
государства в экономике семьи;
 Использование приемов работы с простой финансовой и
статистической информацией, ее осмысление, проведение простых
финансовых расчетов;
 Применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений
расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет,
знание направлений инвестирования и способов сравнения
результатов на простых примерах;
 Умение делать выводы и давать обоснованные оценки
экономических ситуаций на простых примерах;
 Определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей решения;
 Расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
5-6 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое
поведение.
Личностные характеристики и установки – осознание необходимости
развития в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Определять цели развития собственной финансовой грамотности
и планировать способы их достижения;
 Осуществлять
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и
сверстниками для достижения целей развития собственной
финансовой грамотности;
 Выдвигать версии решения проблем экономики семьи,
экономических отношений семьи и общества, формулировать
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
 Находить актуальную финансовую информацию в сети
Интернет;
 Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в
конкретных ситуациях;
 Приводить примеры неграмотного финансового поведения и
моделировать иные варианты поведения в аналогичных
ситуациях;
 Актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по
финансовой грамотности;
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
 Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от
многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии,
грамотного применения имеющихся финансовых знаний и
навыков;
 Обосновывать свою оценку поведения людей в конкретных
ситуациях;
 Описывать обязательные знания и умения, необходимые для
приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной
финансовой грамотности;
5

 Самостоятельно определять цели и способы развития собственной
финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
 Оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей
семьи;
 Оценивать как свое финансовое поведение, так и финансовое
поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;
 Самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой
грамотности.
МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ
Базовые понятия
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Называть основные источники доходов семьи;
 Составлять задачи, требующие денежных расчетов;
 Считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы
о его сбалансированности;
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
 Описывать свойства предмета, играющего роль денег;
 Объяснять назначение денег, в том числе историю их
возникновения;
 Называть регулярные и нерегулярные источники дохода,
направления расходов семьи, указывать их примерную величину
с учетом региона проживания;
 Объяснять, как формируется семейный бюджет;
 Подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары
и услуги первой необходимости, товары длительного
пользования, товары текущего потребления);
 Подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на
обязательные платежи;
 Объяснять, из чего могут складываться планируемые и
непредвиденные расходы семейного бюджета.
МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК
ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды
страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Личностные характеристики и установки:
 Осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс –
6

мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
 Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающиеся научатся:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Анализировать финансовые последствия особых жизненных
ситуаций для семьи;
 Соотносить вид страхования и его цель;
 Рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества,
автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте
страховой компании;
 Находить актуальную информацию о страховых компаниях и
услугах.
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Описывать особые жизненные ситуации, которые могут
приводить к снижению благосостояния семьи;
 Объяснять, как сбережения и страхование могут смягчить
последствия особых жизненных ситуаций;
 Объяснять что такое страхование и для чего оно необходимо;
 Описывать виды страхования;
 Приводить примеры добровольного страхования и указывать
примерную стоимость страховки;
 Высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном
бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Устанавливать и понимать причинно – следственные связи между
особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния
семьи;
 Оценивать финансовые преимущества использования страхования для
сокращения финансовых потерь.
7 КЛАСС
МОДЕЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог,
налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие,
пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
 Понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
7

 Осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
 Оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в
сложных жизненных ситуациях;
Базовый уровень
Обучающийся научится:
 В сфере достижения метапридметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Различать прямые и косвенные налоги;
 Считать сумму налога;
 Проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие
налоговой задолженности членов семьи;
 Высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном
бюджете;
 Находить нужную информацию на социальных порталах;
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
 Называть основные налоги в Российской Федерации
(подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
 Приводить примеры налогов, которые выплачиваются семье, и
указывать их примерную величину;
 Перечислять условия получения различных видов социальных
пособий в РФ;
 Называть виды социальных пособий и указывать их примерную
величину;
 Приводить примеры выплат различных видов социальных
пособий;
 Высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного
бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Самостоятельно устанавливать (понимать) причинно – следственные
связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
 Рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
 Оценивать условия и возможности использования социальных пособий
в определенных жизненных ситуациях.
МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И
СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка,
страхование вкладов, Агенства по страхованию вкладов, кредит, залог,
бизнес, малый бизнес, бизнес – план, бизнес – инкубатор, валюта, валютный
курс, обменный пункт, валютный вклад.
8

Личностные характеристики и установки:
 Понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных
ситуаций;
 Осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг
банка несет потребитель этих услуг;
 Осознание факта: ответственность за все финансовые риски несет
владелец бизнеса;
 Понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
 Понимание, что все в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете
семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научиться:
 В сфере достижения метапредметных результатов (освоения
метапредметных УУД):
 Отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
 Знать свои основные права и обязанности как потребителя;
 Находить актуальную информацию об услугах банков;
 Пользоваться пластиковой картой в банкомате;
 Считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
 Планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
 Сравнивать возможности работы по найму и собственного
бизнеса;
 Находить и анализировать информацию о курсе валют;
 Проводить простые расчеты с использованием валютного курса.
 В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных
УУД):
 Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад,
кредит, инвестиции);
 Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими
услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
 Объяснять, чем труд наемного работника отличается от труда
бизнесмена;
 Называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
 Объяснять причины существования различных валют;
 Называть основные мировые валюты и страны их использования;
 Объяснять, что такое валютный курс и как находить
информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
 Соотносить рискованность использования финансовых операций и их
доходность;
 Сравнивать различные финансовые предложения;
9

 Оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для
увеличения и/или сохранения семейных доходов;
 Брать на себя ответственность;
 Оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или
ведения семейного бизнеса;
 Оценивать финансовые преимущества использования валютного курса
для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Формы и методы организации учебно – познавательной
деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно
использовать следующие формы занятий:
Портфолио – это оформленное собрание фотографий, документов, образцов
работ, проектов, т.е. самопрезентация образовательных достижений. Цель
проведения мастерской и выставок портфолио – осознание школьниками
своих образовательных достижений, расширение опыта в области
управления личными финансами, определение образовательных продуктов,
которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой
грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует раздел
«Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио
поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в
курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены
творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок
портфолио:
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как
способу представления достижений. Работа с материалом по темам (с
таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со
справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т.д.)
и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы,
решения, проекта.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерск5ой с целью
сравнения своей работы с работами других учеников, а также
улучшения и дополнения ее (при необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой
грамотности (текстов, рисунков, схем и т.д.) в форме выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата,
испытанных чувств.
5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области
финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это
позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения,
понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить
задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
10

Практикум - это форма организации учебного занятия, направленная на
практическое усвоение какого – либо вопроса курса; используется для
формирования определенных умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий
тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области
финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приемами и
способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении
умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями,
иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными
примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в
групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы
школьниками. В ходе практикума могут быть организованны следующие
ситуации:
 Индивидуальное решение участниками конкретных финансовых задач
с поиском информации на сайтах финансовых организаций,
пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
 коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление
типичных ошибок при их решении, нахождение способов недопущения
ошибок;
 взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности
и точности выполнения процедуры решения частных финансовых
задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают
ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами.для детей 56 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является
упрощенной.
Мини - исследование - это форма организации учебного занятия,
реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.
Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку
проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку
и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что
учащиеся 5-7 классов находятся на разных этапах освоения этой
деятельности.для проведения мини - исследования используется один - два
источника, результаты представляются в простой форме, например в виде
таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. подобные
работы доступны и для учащихся 5 классов.
В 6-7 классах возможна организация более плотного исследования,
которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ
статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка
источников и представление результатов в виде развернутого текста, устного
сообщения с презентацией или в виде доклада.
11

Занятие - игра - это форма организации учебной деятельности,
направленная на освоение школьниками
практического опыта
взаимодействия в области семейных (личных) финансов в
имитационной игровой ситуации.
каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и
проходит по определенным правилам, которые сообщаются участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их
взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1. выбирают игровые роли - например, членов семьи, продумывают "свои"
желания, поступки в соответствии с ролью;
2. совершают игровые действия:
- доходы семьи в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию,
начал учебу в везу на платной основе, возможности получения новых
источников доходов;
- расходы семьи в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых,
необходимость совершения крупной покупки;
- налоги семьи: подсчитать общую сумму налогов, что и каким образом
семья получает за счет выплачиваемых налогов.
3. участвуют в групповой работе по игровому заданию:
- изучают источники информации по средним заработным платам, ценам
на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и
объемам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг;
- проводят мозговой штурм - какие расходы, доходы, налоги могут быть
в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию;
- участвуют в межгрупповой дискуссии - выступления от имени семей с
представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы,
оценка работы "экспертами";
4. по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои
роли: "родители" ведут себя как взрослые, ограничивают желания "детей",
аргументируют свои решения; "дети" руководствуются своими желаниями,
эмоциями;
5. воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам
бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя
родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова
общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится
итог: чему в этой игре научились? Что стало личным достижением участия в
игре? Как можно представить результаты игры в своем портфолио?
Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия - цель её заключается в обеспечении условий для
непосредственного
ознакомления
с
финансовыми
организациями,
пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.
12

Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова:
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией,
определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий,
понятный и наглядный отчет по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет,
какой результат должен быть получен в ходе экскурсии - например,
понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные
аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему),
проанализировать результаты экскурсии и оформить отчет.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов,
информации по своему вопросу или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть
организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на
экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в
форме отчета, сочинения, схем, таблиц.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать,
понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна.
Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в
общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование - одна из личностно ориентированных
технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы,
рефлексивные, исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении
школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области
финансов, в оформлении активной жизненной позиции и ответственности.
Учебное проектирование в курсе - это совместная учебно - познавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся - партеров, имеющих общую
цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на
достижение общего результата по решению какой - либо практической
проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини - проект обязательно должен иметь ясную, реально
достижимую цель и четкий план действий. Реализация плана работы над
проектом обычно включает:
- выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую
значимость и интересна участникам проектной группы;
- обсуждение, каким будет проектный продукт, как его подготовить;
- подготовка проектного продукта в группе;
- публичное представление подготовленного проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и
показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в
решении
проблемы,
приобретенную
компетентность.
Элемент
самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая
предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы
и приобретенного опыта.
13

Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса "Финансовая грамотность"
являются
образовательные
достижения
учащихся
качество
сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с
ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные
достижения.
Особенность
оценивания
результатов
освоения
дополнительной
образовательной программы заключается в оценке образовательных
достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не
должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные
характеристики оценивания образовательных достижений учащихся,
осваивающих курс "Финансовая грамотность":
 личностные достижения обучающихся как позитивно значимые
изменения качества личности, которые возникают в ходе становления
финансовой грамотности школьников;
 способы оценивания, которые ориентированны на создание ситуаций,
приближенных к реальной жизни, где учащиеся
могут
продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыта
грамотного финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а
так же требований ФГОС ООО, которые, в частности, исключают
персонифицированную оценку личностных достижений, обуславливают
приоритетное использование при оценивании результатов освоения
программы "Финансовая грамотность" самооценки и портфолио. Оценка
педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом
определения направлений корректировки и развития компетенций, в том
числе самооценки и оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимися своего
продвижения в достижении результатов и корректировку своей
образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд
этапов:
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того
или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и
результаты деятельности по выполнению задания, т.е. образовательные
результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и
результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем
же критериям, обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок.
Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет
собой
форму
накопительной
системы
оценки
и
позволяет
продемонстрировать целостную картину объективного продвижения
14

учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же
время портфолио является и средством формирования у учащихся
объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную
работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных
достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев.
Оценка проектов портфолио может быть дуальной - "зачет/незачет" - или
выражена в баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио
позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения
личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой
грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию,
оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом
занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого
продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает
текущую, промежуточную и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов
на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т.е.
помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в
освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к
развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки
являются результаты выполнения учащимися практических заданий, их
участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также
выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки
достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе
презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного
оценивания являются аналитические материалы, отчеты, о проведенных
мини - исследованиях, доклады, учебные проекты, а также сама их защита.
На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса
учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу
качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно
осуществляется на специальном занятии с использованием материалов
портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют
итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и
уровней сложности.
В курсе "Финансовая грамотность" могут быть использованы такие формы
подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио,
олимпиады, учебно - исследовательские конференции и т.д. Итоговая оценка
качества освоения программы складывается из трех составляющих самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки
педагога.
15

Оценивание результатов освоения курса "Финансовая грамотность"
осуществляется на безотметочной основе согласно критериям,
выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна
содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным
критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам,
представленным в данной программе, оценивание образовательных
достижений осуществляется на двух уровнях - базовом и повышенном. При
этом считается, что учащийся освоил программу "Финансовая грамотность" в
случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трех
выводов:
1. Результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на
базовом уровне, что соответствует планируемым результатам блока
"Учащиеся научатся";
2. Результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на
повышенном уровне, что соответствует планируемым результатам блока
"Учащийся получит возможность научиться";
3. Результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.

16

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
темы

Тема занятия

Вид занятия

5 – 6 КЛАСС
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1/1
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
Мастерская портфолио
2/2
От чего зависит благосостояние семьи
Постановка учебной задачи
3/3
Учимся оценивать финансовое поведение людей
Постановка учебной задачи
4/4
Учимся оценивать свое финансовое поведение
Постановка учебной задачи
Модуль 1. Доходы и расходы семьи
5/1
Деньги: что это такое
Практикум
6/2
Учебные мини – проекты «Деньги»
Защита проектов
7/3
Из чего складываются доходы семьи
Практикум
8/4
Учимся считать семейные доходы
Практикум
9/5
Исследуем доходы семьи
Мини - исследование
10/6
Учебные мини – проекты «Доходы семьи»
Защита проектов
11/7
Как появляются расходы семьи
Практикум
12/8
Учимся считать семейные расходы
Практикум
13/9
Исследуем расходы семьи
Практикум
14/10 Учебные мини – проекты «Расходы семьи»
Мини - исследование
15/11 Как сформировать семейный бюджет
Практикум
16/12 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
Занятие - игра
17/13 Учебные мини – проекты «Семейный бюджет»
Защита проектов
18/14 Обобщение результатов изучения модуля 1
Контроль знаний
19/15 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
Выставка портфолио
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится
20/1
Почему возникают риски потери денег имущества и как от Практикум
этого защитится
21/2
Что такое страхование и для чего оно необходимо
Практикум
22/3
Что и как можно страховать
Практикум

Количество
часов

Дата
План

Факт

4
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1

0

23/4
24/5
25/6
26/7
27/8
28/9
29/10
30-34

Ролевая игра «Страхование»
Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит
Как определить надежность страховых компаний
Как работает страховая компания
Учебные мини – проекты «Страхование»
Обобщение результатов изучения модуля 2
Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества
и как человек может от этого защититься»
Резервные часы

Занятие - игра
Мини - исследование
Практикум
Учебная экскурсия
Защита проектов
Контроль знаний
Выставка портфолио

1
1
1
1
1
1
1
5
Всего 34

1

№
темы

1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8
9/9
10/10
11/11
12/12
13/13
14/14
15/15
16/16

17/1
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6

Тема занятия

Вид занятия

7 КЛАСС
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Могут ли люди быть финансово независимыми от Постановка учебной задачи
государства
Что такое налоги и почему их надо платить
Практикум
Какие бывают налоги
Практикум
Учимся считать налоги
Практикум
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Занятие - игра
Сравниваем налоги граждан разных стран
Практикум
Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от Мини - исследование
государства
Как работает налоговая служба
Учебная экскурсия
Учебные мини – проекты «Налоги»
Защита проектов
Что такое социальные пособия и какие они бывают
Практикум
Учимся находить информацию на сайте Федерального Практикум
социального страхования РФ
Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»
Занятие - игра
Исследуем, какие социальные пособия получают люди
Мини - исследование
Учебные мини – проекты «Социальные пособия»
Защита проектов
Обобщение результатов изучения модуля 3
Контроль знаний
Презентация портфолио «Человек и государство: как они Выставка портфолио
взаимодействуют»
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки
Практикум
Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома
Практикум
Какие бывают вклады
Практикум
Что такое кредиты и надо ли их брать
Практикум
Изучаем сайт Центрального банка РФ
Практикум
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется Мини - исследование
семья

Количество
часов

Дата
План
Факт

16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1

2

23/7
24/8
25/9
26/10
27/11
28/12
29/13
30/14
31/15
32/16
33/17

34

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы
Как работает банк
Учебные мини – проекты «Банковские услуги для семьи»
Что мы знаем о бизнесе
Как открыть фирму
Для чего нужны бизнес - инкубаторы
Ролевая игра «Открываем фирму»
Что такое валюта и для чего она нужна
Учимся находить информацию о курсах валют и их
изменениях
Обобщение результатов изучения модуля 4
Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций
и собственный бизнес»
Заключение
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая
грамотность»

Практикум
Учебная экскурсия
Защита проектов
Практикум
Практикум
Учебная экскурсия
Занятие - игра
Практикум
Практикум

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контроль знаний
Выставка портфолио

1
1
1
1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».