МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» 5-7 КЛАССЫ П. Троицкий, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с ФГОС ООО и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5-7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 5-6 классах, 34 часа – в 7 классе. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; Приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически правильного поведения, а так же способов поиска и изучения информации в этой области; Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно – исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Деньги, их история, виды, функции; Семейный бюджет; Экономические отношения семьи и государства; Человек и финансовые организации; Собственный бизнес. Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребенка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т.д. 1 Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают: Задачи с элементарными денежными расчетами; Кейсы по экономике семьи; Игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией; Построение графиков и диаграмм; Мини – исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а так же навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; Проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; Понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Познавательные Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет – сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; Умение представлять результаты анализа простой финансовой и статической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; Выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей 2 работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; Установление причинно – следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; Построение рассуждений – обоснований; Умение производить расчеты на условных примерах, в том числе с использованием интернет – калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчеты с валютными курсами; Владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая инфоормация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе). Регулятивные Анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определенной проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей; Самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе; Проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; Контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев; Применение приемов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации. Коммуникативные Умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе; Работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее 3 решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; Умение использовать информационно – коммуникативные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность». Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»: Владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; Понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; Использование приемов работы с простой финансовой и статистической информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов; Применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; Умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; Определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей решения; Расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5-6 КЛАСС ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки – осознание необходимости развития в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Базовый уровень Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения; Осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; Выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; Находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; Обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; Приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; Актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности; В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; Понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; Обосновывать свою оценку поведения людей в конкретных ситуациях; Описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности; 5 Самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях; Оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи; Оценивать как свое финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач; Самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности. МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ Базовые понятия Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Называть основные источники доходов семьи; Составлять задачи, требующие денежных расчетов; Считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности; В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; Описывать свойства предмета, играющего роль денег; Объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; Называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учетом региона проживания; Объяснять, как формируется семейный бюджет; Подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); Подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; Объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета. МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: Осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс – 6 мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; Понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. Базовый уровень Обучающиеся научатся: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; Соотносить вид страхования и его цель; Рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; Находить актуальную информацию о страховых компаниях и услугах. В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; Объяснять, как сбережения и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; Объяснять что такое страхование и для чего оно необходимо; Описывать виды страхования; Приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; Высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Устанавливать и понимать причинно – следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи; Оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь. 7 КЛАСС МОДЕЛЬ 3. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки: Понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; 7 Осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства; Оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях; Базовый уровень Обучающийся научится: В сфере достижения метапридметных результатов (освоения метапредметных УУД): Различать прямые и косвенные налоги; Считать сумму налога; Проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; Высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; Находить нужную информацию на социальных порталах; В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; Называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); Приводить примеры налогов, которые выплачиваются семье, и указывать их примерную величину; Перечислять условия получения различных видов социальных пособий в РФ; Называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; Приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; Высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Самостоятельно устанавливать (понимать) причинно – следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ; Рассчитывать величину подоходного налога и НДС; Оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных жизненных ситуациях. МОДУЛЬ 4. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агенства по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес – план, бизнес – инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. 8 Личностные характеристики и установки: Понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций; Осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несет потребитель этих услуг; Осознание факта: ответственность за все финансовые риски несет владелец бизнеса; Понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности; Понимание, что все в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень Обучающийся научиться: В сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; Знать свои основные права и обязанности как потребителя; Находить актуальную информацию об услугах банков; Пользоваться пластиковой картой в банкомате; Считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; Планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность; Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; Находить и анализировать информацию о курсе валют; Проводить простые расчеты с использованием валютного курса. В сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): Перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); Объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; Объяснять, чем труд наемного работника отличается от труда бизнесмена; Называть необходимые условия для открытия своей фирмы; Объяснять причины существования различных валют; Называть основные мировые валюты и страны их использования; Объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют. Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться: Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; Сравнивать различные финансовые предложения; 9 Оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; Брать на себя ответственность; Оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса; Оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов. Формы и методы организации учебно – познавательной деятельности При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий: Портфолио – это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т.е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио – осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности. На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует раздел «Моя финансовая грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены творческие, исследовательские работы, награды и отзывы. Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио: 1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т.д.) и оформление аналитического текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта. 2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерск5ой с целью сравнения своей работы с работами других учеников, а также улучшения и дополнения ее (при необходимости). 3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов, рисунков, схем и т.д.) в форме выставки. 4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств. 5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области финансовой грамотности с помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности. 10 Практикум - это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого – либо вопроса курса; используется для формирования определенных умений и компетенций. Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приемами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами. Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованны следующие ситуации: Индивидуальное решение участниками конкретных финансовых задач с поиском информации на сайтах финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.; коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных ошибок при их решении, нахождение способов недопущения ошибок; взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения процедуры решения частных финансовых задач. Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами.для детей 56 класса ситуация максимально приближена к реальной, но является упрощенной. Мини - исследование - это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников. Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5-7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности.для проведения мини - исследования используется один - два источника, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. подобные работы доступны и для учащихся 5 классов. В 6-7 классах возможна организация более плотного исследования, которое предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развернутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде доклада. 11 Занятие - игра - это форма организации учебной деятельности, направленная на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определенным правилам, которые сообщаются участникам. Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся выполняют следующие действия: 1. выбирают игровые роли - например, членов семьи, продумывают "свои" желания, поступки в соответствии с ролью; 2. совершают игровые действия: - доходы семьи в ситуации, когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в везу на платной основе, возможности получения новых источников доходов; - расходы семьи в разных ситуациях: предстоящий совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки; - налоги семьи: подсчитать общую сумму налогов, что и каким образом семья получает за счет выплачиваемых налогов. 3. участвуют в групповой работе по игровому заданию: - изучают источники информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным видам и объемам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг; - проводят мозговой штурм - какие расходы, доходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; - участвуют в межгрупповой дискуссии - выступления от имени семей с представлением результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы "экспертами"; 4. по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: "родители" ведут себя как взрослые, ограничивают желания "детей", аргументируют свои решения; "дети" руководствуются своими желаниями, эмоциями; 5. воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета. Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть. В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? Что стало личным достижением участия в игре? Как можно представить результаты игры в своем портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре. Учебная экскурсия - цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками. 12 Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова: 1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчет по своему вопросу. 2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть получен в ходе экскурсии - например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты экскурсии и оформить отчет. 3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или заданию. 4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или представить их в форме отчета, сочинения, схем, таблиц. 5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников. Учебное проектирование - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в оформлении активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по решению какой - либо практической проблемы, значимой для участников проекта. Учебный мини - проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и четкий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: - выбор темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; - обсуждение, каким будет проектный продукт, как его подготовить; - подготовка проектного продукта в группе; - публичное представление подготовленного проектного продукта. В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации - важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретенного опыта. 13 Методика оценивания образовательных достижений Основным объектом оценки при освоении курса "Финансовая грамотность" являются образовательные достижения учащихся качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения. Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости. Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс "Финансовая грамотность": личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; способы оценивания, которые ориентированны на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыта грамотного финансового поведения. Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а так же требований ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обуславливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы "Финансовая грамотность" самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио. Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимися своего продвижения в достижении результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов: 1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т.е. образовательные результаты. 2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку. 3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку. 4. Осуществляется согласование оценок. Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения 14 учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной - "зачет/незачет" - или выражена в баллах по специально разработанной шкале. Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально. Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку. Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т.е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий, их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь. Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчеты, о проведенных мини - исследованиях, доклады, учебные проекты, а также сама их защита. На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу. Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. В курсе "Финансовая грамотность" могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно - исследовательские конференции и т.д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трех составляющих самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога. 15 Оценивание результатов освоения курса "Финансовая грамотность" осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям. Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях - базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу "Финансовая грамотность" в случае, если он достиг базового уровня. По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трех выводов: 1. Результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне, что соответствует планируемым результатам блока "Учащиеся научатся"; 2. Результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне, что соответствует планируемым результатам блока "Учащийся получит возможность научиться"; 3. Результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. 16 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № темы Тема занятия Вид занятия 5 – 6 КЛАСС Введение в курс «Финансовая грамотность» 1/1 Почему важно развивать свою финансовую грамотность Мастерская портфолио 2/2 От чего зависит благосостояние семьи Постановка учебной задачи 3/3 Учимся оценивать финансовое поведение людей Постановка учебной задачи 4/4 Учимся оценивать свое финансовое поведение Постановка учебной задачи Модуль 1. Доходы и расходы семьи 5/1 Деньги: что это такое Практикум 6/2 Учебные мини – проекты «Деньги» Защита проектов 7/3 Из чего складываются доходы семьи Практикум 8/4 Учимся считать семейные доходы Практикум 9/5 Исследуем доходы семьи Мини - исследование 10/6 Учебные мини – проекты «Доходы семьи» Защита проектов 11/7 Как появляются расходы семьи Практикум 12/8 Учимся считать семейные расходы Практикум 13/9 Исследуем расходы семьи Практикум 14/10 Учебные мини – проекты «Расходы семьи» Мини - исследование 15/11 Как сформировать семейный бюджет Практикум 16/12 Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета» Занятие - игра 17/13 Учебные мини – проекты «Семейный бюджет» Защита проектов 18/14 Обобщение результатов изучения модуля 1 Контроль знаний 19/15 Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи» Выставка портфолио Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защитится 20/1 Почему возникают риски потери денег имущества и как от Практикум этого защитится 21/2 Что такое страхование и для чего оно необходимо Практикум 22/3 Что и как можно страховать Практикум Количество часов Дата План Факт 4 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 0 23/4 24/5 25/6 26/7 27/8 28/9 29/10 30-34 Ролевая игра «Страхование» Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит Как определить надежность страховых компаний Как работает страховая компания Учебные мини – проекты «Страхование» Обобщение результатов изучения модуля 2 Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» Резервные часы Занятие - игра Мини - исследование Практикум Учебная экскурсия Защита проектов Контроль знаний Выставка портфолио 1 1 1 1 1 1 1 5 Всего 34 1 № темы 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 8/8 9/9 10/10 11/11 12/12 13/13 14/14 15/15 16/16 17/1 18/2 19/3 20/4 21/5 22/6 Тема занятия Вид занятия 7 КЛАСС Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют Могут ли люди быть финансово независимыми от Постановка учебной задачи государства Что такое налоги и почему их надо платить Практикум Какие бывают налоги Практикум Учимся считать налоги Практикум Ролевая игра «Считаем налоги семьи» Занятие - игра Сравниваем налоги граждан разных стран Практикум Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от Мини - исследование государства Как работает налоговая служба Учебная экскурсия Учебные мини – проекты «Налоги» Защита проектов Что такое социальные пособия и какие они бывают Практикум Учимся находить информацию на сайте Федерального Практикум социального страхования РФ Ролевая игра «Оформляем социальное пособие» Занятие - игра Исследуем, какие социальные пособия получают люди Мини - исследование Учебные мини – проекты «Социальные пособия» Защита проектов Обобщение результатов изучения модуля 3 Контроль знаний Презентация портфолио «Человек и государство: как они Выставка портфолио взаимодействуют» Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес Для чего нужны банки Практикум Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома Практикум Какие бывают вклады Практикум Что такое кредиты и надо ли их брать Практикум Изучаем сайт Центрального банка РФ Практикум Исследуем, какими банковскими услугами пользуется Мини - исследование семья Количество часов Дата План Факт 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 2 23/7 24/8 25/9 26/10 27/11 28/12 29/13 30/14 31/15 32/16 33/17 34 Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы Как работает банк Учебные мини – проекты «Банковские услуги для семьи» Что мы знаем о бизнесе Как открыть фирму Для чего нужны бизнес - инкубаторы Ролевая игра «Открываем фирму» Что такое валюта и для чего она нужна Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях Обобщение результатов изучения модуля 4 Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес» Заключение Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность» Практикум Учебная экскурсия Защита проектов Практикум Практикум Учебная экскурсия Занятие - игра Практикум Практикум 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контроль знаний Выставка портфолио 1 1 1 1 3