МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Рассмотрена Утверждена на заседании педагогического совета приказом № 3008-1 от 30.08.2024 № 1 от 29.08.2024 директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62» _________________/Е.В. Мусиенко/ Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение трудных задач по математике» для обучающихся 8-9 классов п. Троицкий, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решение трудных задач по математике» предназначена для того, чтобы учащиеся 8-9 классов получили мотивацию к обучению математики, стремились развивать свои интеллектуальные возможности в общеобразовательной организации, реализующей образовательные программы основного общего образования. Актуальность курса состоит в том, что он направлен на отработку базовых знаний обучающихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Она позволяет устранить пробелы в знаниях по математике и применении полученных знаний на практике. Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для обучающихся, планомерное развитие их интереса к предмету Рабочая программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения курса элективных занятий, примерной программы основного общего образования по математике. Цель программы: ликвидировать пробелы в знаниях по математике; оказание индивидуальной и систематической помощи при повторении курса математики Задачи программы: дать ученику возможность проанализировать свои способности; помочь ученику усвоить учебный материал повторить, обобщить материал курса основной общеобразовательной школы; выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами. Рабочая программа курса рассчитана – 34 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю. Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей: программа составлена для обучающихся 8-9 классов. Формы и режим внеурочного занятия: групповые занятия, практические занятия Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; предпочтений, с учётом устойчивых познавательных • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; • умение контролировать процесс и результат математической деятельности; • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; • креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач. Метапредметные результаты: Регулятивные Учащиеся получат возможность научиться: • составлять план и последовательность действий; • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; • предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; • осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Познавательные Учащиеся получат возможность научиться: • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; • формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач; • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности). Коммуникативные Учащиеся получат возможность научиться: • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Содержание курса 1. 2. 3. 4. 5. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач. Рациональные числа и действия над ними. Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. Степень с натуральным показателем. Свойства степеней Квадратные корни. Квадратные уравнения. Решение неравенств с одной переменной Решение геометрических задач 6. 7. 8. 9. 10. Тематическое планирование № Тема 1 2 Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями Отношения и пропорции.Решение уравнений и задач. 4 Рациональные числа и действия над ними. 5 Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. 6 Степень с натуральным показателем 7 Квадратные корни. 8 Квадратные уравнения 9 Решение неравенств с одной переменной 1 Решение 0 геометрическихзадач 3 итого Реализация рабочей программы воспитания «Школьный урок» формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; роль отечественных ученых в становлении науки математики; воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению математики, творческого отношения к учебной деятельности математического характера. формирование понимания необходимости образования, выраженной в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; Количество часов 3 4 3 4 4 2 3 4 3 5 34 Календарно-тематическое планирование 8класс № п/п Ко Основные виды деятельности Дата Раздел, тема л-во ученика пла фак часо (на уровне учебных действий) н т в Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. 3ч 1 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 Выполнение заданий на сложение ивычитание десятичных дробей. 2 Умножение и деление десятичных дробей 1 Выполнение заданий на умножение иделение десятичных дробей. Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. 4ч Практикум 3 выполнению заданий по 4 Сложение и вычитание обыкновенных дробей 1 Выполнение заданий на сложение ивычитание обыкновенных дробей 5 Умножение обыкновенных дробей 1 Выполнение заданий на умножение обыкновенных дробей Деление обыкновенных дробей 1 Выполнение н делени а е заданийобыкновенных дробей Самостоятельно планировать пути Практикум по 7 1 достижения целей познавательной выполнению заданий деятельности Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач. 3ч 6 8 Решение уравнений 1 Решение уравнений пропорции. 9 Решение задач 1 Решение уравнений задач с с помощь ю помощь ю Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Рациональные числа и действия над ними. 4ч Практикум 10 выполнению заданий по 11 Сложение рациональных чисел 1 Выполнение заданий на сложение рациональных чисел 12 Вычитание рациональныхчисел 1 Выполнение заданий на вычитание рациональных чисел 13 Деление и умножение рациональных чисел 1 Выполнение заданий на умножение иделение рациональных чисел Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. 4ч 14 Практикум выполнению заданий по 1 15 16 Решение уравнений линейных Решение уравнений линейных 17 Решение задач с помощьюуравнений 18 Практикум выполнению заданий 19 Умножение и степеней 20 1 Решение линейных уравнений 1 Решение линейных уравнений 1 Решение текстовых задач с помощью составления уравнений. Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Степень с натуральным показателем. 2ч по деление Возведение в степень 1 1 Умножение и деление степеней. 1 Возведение в степень Квадратные корни.3ч Вычисление 1 квадратного квадратов. Арифметический 21 квадратный корень арифметического корня. Таблица 22 Применение свойств квадратного корня 23 Практикум выполнению заданий 24 Решение неполных квадратных уравнений 1 Решение неполных уравнений 25 Решение уравнений квадратных 1 .Отработка формул для квадратных уравнений. 26 Решение уравнений квадратных 1 Внесение под корень. Вынесение изпод корня. Использование тренажёра Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Квадратные уравнения.4ч по 1 1 квадратных решения Решение квадратных уравнений Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Решение неравенств с одной переменной. 3ч Решение неравенств с одной Решение неравенств с переменной. Выполнение заданий 28 одной переменной 1 КИМ Практикум 27 выполнению заданий Решение неравенств 29 одной переменной по с 1 Решение неравенств с одной переменной. Выполнение заданий КИМ 30 Практикум выполнению заданий по 1 Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Решение геометрических задач. 5ч 31 Виды углов 32 Сумма углов треугольника 1 33 Виды треугольников. 1 Площадь треугольника 34 Практикум выполнению заданий итого 1 по 1 34 Знать и применять свойства вертикальных, смежных, односторонних, накрест лежащих и соответственных углов при решении задач Знать и применять при решении задач теорему о сумме углов треугольника. Знать виды треугольников. Уметь вычислять площадь треугольника различными способами. Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Календарно-тематическое планирование 9класс № п/п Ко Основные виды деятельности Дата Раздел, тема л-во ученика пла фак часо (на уровне учебных действий) н т в Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями. 3ч 1 Сложение и вычитание десятичных дробей 1 Выполнение заданий на сложение ивычитание десятичных дробей. 2 Умножение и деление десятичных дробей 1 Выполнение заданий на умножение иделение десятичных дробей. Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Обыкновенные дроби. Действия с обыкновенными дробями. 4ч Практикум 3 выполнению заданий по 4 Сложение и вычитание обыкновенных дробей 1 Выполнение заданий на сложение ивычитание обыкновенных дробей 5 Умножение обыкновенных дробей 1 Выполнение заданий на умножение обыкновенных дробей Деление обыкновенных дробей 1 Выполнение н деление а заданийобыкновенных дробей Самостоятельно планировать пути Практикум по 7 1 достижения целей познавательной выполнению заданий деятельности Отношения и пропорции. Решение уравнений и задач. 3ч 6 8 Решение уравнений 1 Решение уравнений пропорции. 9 Решение задач 1 Решение уравнений задач с с помощь ю помощь ю Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Рациональные числа и действия над ними. 4ч Практикум 10 выполнению заданий по 11 Сложение рациональных чисел 1 Выполнение заданий на сложение рациональных чисел 12 Вычитание рациональныхчисел 1 Выполнение заданий на вычитание рациональных чисел 13 Деление и умножение рациональных чисел 1 Выполнение заданий на умножение иделение рациональных чисел Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Линейные уравнения с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. 4ч 14 Практикум выполнению заданий по 1 15 16 Решение уравнений линейных Решение уравнений линейных 17 Решение задач с помощьюуравнений 18 Практикум выполнению заданий 19 Умножение и степеней 20 1 Решение линейных уравнений 1 Решение линейных уравнений 1 Решение текстовых задач с помощью составления уравнений. Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Степень с натуральным показателем. 2ч по деление Возведение в степень 1 1 Умножение и деление степеней. 1 Возведение в степень Квадратные корни.3ч Вычисление 1 квадратного квадратов. Арифметический 21 квадратный корень арифметического корня. Таблица 22 Применение свойств квадратного корня 23 Практикум выполнению заданий 24 Решение неполных квадратных уравнений 1 Решение неполных уравнений 25 Решение уравнений квадратных 1 .Отработка формул для квадратных уравнений. 26 Решение уравнений квадратных 1 Внесение под корень. Вынесение изпод корня. Использование тренажёра Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Квадратные уравнения.4ч по 1 1 квадратных решения Решение квадратных уравнений Самостоятельно планировать пути 1 достижения целей познавательной деятельности Решение неравенств с одной переменной. 3ч Решение неравенств с одной Решение неравенств с переменной. Выполнение заданий 28 одной переменной 1 КИМ Практикум 27 выполнению заданий Решение неравенств 29 одной переменной по с 1 Решение неравенств с одной переменной. Выполнение заданий КИМ 30 Практикум выполнению заданий по 1 Самостоятельно планировать пути достижения целей познавательной деятельности Решение геометрических задач. 5ч 31 Виды углов 32 Сумма углов треугольника 1 33 Виды треугольников. 1 Площадь треугольника 34 Четырёхугольники и их свойства. Вычисление 1 площадей. итого 1 34 Знать и применять свойства вертикальных, смежных, односторонних, накрест лежащих и соответственных углов при решении задач Знать и применять при решении задач теорему о сумме углов треугольника. Знать виды треугольников. Уметь вычислять площадь треугольника различными способами. Знать и применять при решении задач свойства четырёхугольников. Уметь вычислять их площади. Литература 1. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Под редакцией Подольского - М.: Просвещение, 2022.304 с.: ил. 2. Алгебра. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 256 с. 3. Алгебра. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 287 с. 4. Алгебра. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / (Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова); под ред. С.А. Теляковского. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – 287 с. 5. Геометрия. 7-9 классы: учеб для общеобразоват. организаций / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 8-е изд. – М.:Просвещение, 2022. – 383 с 6. Математика. Все тесты и тренажёры для 5-9 классов https://контрользнаний.рф/matematika-vse-klassy/