Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 62» 623 620 Свердловская область, Талицкий район, поселок Троицкий, улица Железнодорожная, 32 Телефон: (343 71) 4-19-14, e-mail: school44school44@yandex.ru, сайт: https://t-62.uralschool.ru/ Принят педагогическим советом (протокол № 1 от 30.08.2024 года) Утвержден приказом № 3008-1 от 30.08.2023 года МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Приложение 1 к АООП обучающихся с УО (интеллектуальные нарушения ) МКОУ «Троицкая СОШ № 62» Учебный план МКОУ «Троицкая СОШ № 62» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК БУП С (К) ОУ VIII вида (в том числе обучение на дому) на 2024 - 2025 учебный год 1. Общие положения Учебный план сформирован в соответствии: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» • Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утвержден: Приказ от 10 апреля 2002г. №29/2065-п, Министерство образования Российской Федерации) • Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее - ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями); • Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Троицкая СОШ № 62». • Постановление главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»; • Постановление главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"»; • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015. • Постановлением Правительства Свердловской области от 23 апреля 2015 года № 270-ПП «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области» (в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.01.2016 N 57-ПП). При формировании учебного плана для обучающихся с ОВЗ учитываются нарушения, входящие в структуру дефекта (например, для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата и умственной отсталостью и другие). Срок освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью составляет 12 лет. Сроки освоения образовательных программ в классах для детей, имеющих сложный дефект развития, могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного ребенка. Образовательная среда предусматривает: - социальную адаптацию детей; - доступное образование и воспитание; - коррекцию и компенсацию нарушений развития; - доступную трудовую подготовку; - общее и физическое развитие в соответствии с состояние возможностями обучающихся. 2.Структура учебного плана Учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых детей, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Обучение имеет коррекционно-направленный характер, максимально индивидуализировано как в части отбора содержания образования, так и в части организации образовательного процесса. Содержание учебных дисциплин имеет: - четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков; - учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы; - используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия. Учебный план стоит из 3-х частей: Общеобразовательные курсы, Трудовая подготовка. Коррекционная подготовка. I – включает: шесть образовательных областей, представленных 11учебными предметами Язык и речевая практика - «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи» Математика - «Математика» Естествознание – «Биология» «Природоведение» окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир Обществознание – «География», «История Отечества» «Обществознание» Искусство - «ИЗО», «Музыка и пение» Физическая культура – «Адаптивная физкультура» II. Раздел «Трудовая подготовка» представлен учебным предметом профессионально-трудовое обучение (домоводство, сельскохозяйственный труд). 3.Краткая характеристика содержания предметов В ходе организации и проведения уроков по данным предметам необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей школьного возраста с умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе, с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Это - Я», «Мои игрушки», «Моя семья», «Мой дом», «Я в школе», «Мир цвета и звука». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социальноличностное развитие обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана. Темы уроков- занятий по перечисленным выше предметам находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Математика». Овладение элементарными математическими знаниями предполагает развитие сенсорных представлений, которые также являются базой для детского конструирования. Учитывая, что уровень овладения сенсорно-перцептивными функциями, развития мыслительных процессов у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне низок и отличается качественным своеобразием, деление содержания математических представлений и конструирования на отдельные предметные области представляется нецелесообразным. Поэтому математическая и конструктивная деятельность могут быть представлены в едином блоке и обобщены в предмете «Изобразительная деятельность», а также в реализации задач компенсаторно-адаптационной области «Домоводство», «Сельскохозяйственный труд» в логопедической и психокоррекционной работе . Трудовое обучение является приоритетным. Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка детей с умственной отсталостью к трудовой занятости, в доступной для них сфере деятельности. Трудовая подготовка включает в себя: - выработку определенных трудовых навыков; - способность к длительным трудовым усилиям; - формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования; - воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости; - умение соотносить свои желания и собственные возможности; - умение действовать по инструкции; - обучение культуре труда и служебных отношений. Подготовка к труду в процессе обучения представляет собой систему и включает целый цикл предметов, направленных на привитие обучающимся элементарных трудовых навыков, с учетом его психофизических особенностей. Предмет Биология содействует формированию представлений у обучающихся с умеренной или глубокой степенью умственной отсталости об окружающей действительности, явлениях природы, социуме и его закономерностях, мире животных и растений. Темы курса: «Мир животных», «Мир растений», «Явления природы», «Мир людей». Язык и речевая практика. Язык и речевая практика. Письмо и развитие речи с целью: - формирования навыка правильного и осмысленного чтения; - отработки навыка грамотного письма; - формирования навыка последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме; - формирования навыков делового письма; - формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; - социальной адаптации в плане общего развития и формирования нравственных качеств. Чтение и развитие речи с целью: - формирования навыков правильного, беглого и выразительного чтения произведений, доступных пониманию учащихся; - формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; - социальной адаптации в плане общего развития и формирования нравственных качеств; -формирования навыков правильного чтения произведений, доступных пониманию учащихся; - формирования умений правильно излагать свои мысли в устной форме; - социальной адаптации в плане общего развития, формирования нравственных качеств, социальной коммуникации. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации обучающийся с умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет предполагает обучение обучающихся с умственной отсталостью следующим вариантам коммуникации: - «чтение» телесных и мимических движений; - «чтение» жестов; - «чтение» изображений на картинках и картинах; - «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.); -«чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. п.); - «чтение» пиктограмм; - глобальное чтение; - чтение букв, цифр и других знаков; - чтение по складам и т. п. Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социальнобытовой ориентировки обучающихся. Предмет тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью. Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для обучающихся с умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем обучающимся данной категории. Предмет предполагает обучение обучающихся с умственной отсталостью следующим вариантам изображений: - рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам; - рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (чернобелые и цветовые), на фоне листа, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно белой бумаги или манки, светлого песка на подносе), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение; - рисованию простых эстампов (с помощью взрослого), отражающих смысловые единицы; - обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета); - написанию печатных букв («печатанию» букв); - написанию букв по трафаретам, изображающим письменные буквы; - составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (совместно со взрослыми); - рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметнопрактической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала); - списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста; - написанию букв, слогов, слов и коротких предложений. Таким образом, обучающиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся соблюдения четких правил. Конечная цель обучения обучающихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п. На уроках по предмету «Изобразительная деятельность» обучающиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста обучающихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей обучающимся возможность познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ребенка, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Физическая культура. Адаптивная физкультура. Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; умения играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. III.Коррекционная подготовка Направлена на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; - формирование социально приемлемых форм поведения; - сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения; - на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; - дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; - на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образованности. Это отражается в названиях учебных предметов. Коррекционный курс « Социально-бытовая ориентировка» Целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное поведение в реальной жизни. Обучение организуется с учетом местных и региональных особенностей, в том числе климатических и сезонных изменений в природе. На уроках формируются элементарные навыки самообслуживания с частичной помощью взрослых, а затем и с элементами самостоятельности, культурно-гигиенические навыки, выполняемые совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого, по образцу, ориентируясь на картинки и пиктограммы, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни (плохо - хорошо, полезно - вредно для здоровья), о безопасности жизнедеятельности. На уроках учат применять в быту и в процессе ориентировки в окружающем мире: - невербальные и вербальные средства общения, необходимые для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений); - предметы и материалы, необходимые для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях; - навыки и умения по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т.п.; - алгоритм действия, который дается обучающимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т. п.); - наиболее употребляемые знаковые системы (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой помощи; предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе); - правила поведения в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе; - информационно-бытовые знания, обеспечивающие им комфортное проживание. В процессе изучения тематических групп по предмету «Окружающий социальный мир» обучающиеся должны: уточнить и закрепить понятийный аппарат (название предметов, действий с ними); четко представлять последовательность операций с бытовыми предметами, при этом знать правила безопасности; уметь вести себя в чрезвычайных ситуациях; освоить модели межличностного общения, необходимые в различных ситуациях. Психокоррекционные занятия направлены на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программучебных предметов и коррекционных занятий. - коррекционный курс « Развитие психомоторики и сенсорных процессов» - 1 часа в неделю - направлен на формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; на формирование систематического и целенаправленного восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве.; - коррекционный курс «Логопедические занятия»- 1 час в неделю Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются: - укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей и подростков; -формирование и развитие социального поведения, коммуникативных умений, простейших гигиенических навыков; - включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд; расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения; - формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасной жизнедеятельности. Для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с данной группой обучающихся, направленной на личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей. Коррекционноразвивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются учителем через систему специальных упражнений и адаптационнокомпенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов. Коррекционная работа в классах проводится в виде фронтальных и индивидуально-групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей. Занятия коррекционно-адаптационной области выбираются, исходя из индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолого-медико- педагогической консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Особенности учебного плана Учебный план позволяет определить основные направления образования и задачи коррекционного развития детей и подростков школьного возраста (от 7-9 до 18 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, со сложным дефектом, а так же обучающихся на дому. Особенности развития учащихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети и подростки, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие для отдельных детей и подростков: - гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности; - разноуровневых программ, адаптированных для индивидуального обучения; - поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования; - интегративное изучение отдельных дисциплин. Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока и индивидуально на дому в соответствии с индивидуальным расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Система оценки достижений обучающихся и планируемые результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Итоговые достижения обучающихся определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится поурочно, по темам и по учебным четвертям в форме устных и письменных ответов. Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-х классе осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти балльной шкале, используется только положительная и не различаемая по уровням фиксация. Результаты продвижения учащихся в развитии оцениваются на основе анализа их продуктивной деятельности. Периодичность и формы текущего контроля обучающихся (по темам, поурочного) определяет учитель самостоятельно с учетом требований ФГОС, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса, содержанием адаптированной общеобразовательной программы, используемых образовательных технологий. Периодичность и формы текущего контроля учитель указывает в рабочей программе по предмету, учебному курсу. Промежуточная аттестация проводится со второго класса. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу по итогам учебного года. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. Основанием перевода из класса в класс является возраст обучающихся. НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКОУ «Троицкая СОШ № 62» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК БУП С (К) ОУ VIII вида Предметы I. Общеобразовательные курсы Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика Природоведение на 2024-2025 учебный год Класс / количество часов в неделю 4 5 6 7 8 4 5 6 4 5 6 2 9 Всего 4 4 6 3 4 5 3 3 5 3 3 4 21 24 32 2 Биология 2 2 2 2 8 География 2 2 2 2 8 2 2 2 6 1 1 2 2 4 5 12 История Отечества Обществознание ИЗО Музыка и пение Физкультура II. Трудовая подготовка 1 1 2 Трудовое обучение 4 Профессионально-трудовое обучение III.Коррекционная подготовка 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 2 4 2 3 5 7 10 а) коррекционные курсы 2 1 развитие устной речи на основе изучения предметов действительности СБО (социально-бытовая 1 2 2 2 ориентировка) б) обязательные индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия Логопедические занятия 1 1 1 1 1 Развитие психомоторики и 1 1 1 2 2 сенсорных процессов Школьный компонент (обязательные занятия) Физкультура* 1 1 1 1 1 Всего максимально допустимая 28 28 30 33 34 недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 27 3 2 9 2 5 9 1 6 34 187 ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН МКОУ «Троицкая СОШ № 62» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК БУП С (К) ОУ VIII вида Предметы на 2024-2025 учебный год Класс / количество часов в год 4 5 6 7 8 9 Всего 140 175 210 140 175 210 70 140 140 210 105 140 175 105 105 175 105 105 140 735 840 1120 70 Биология 70 70 70 70 280 География 70 70 70 70 280 70 70 70 210 35 35 70 I. Общеобразовательные курсы Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика Природоведение История Отечества Обществознание ИЗО Музыка и пение Физкультура II. Трудовая подготовка 35 35 70 140 35 35 70 35 35 70 35 35 70 35 70 70 Профессионально-трудовое 70 105 175 245 350 обучение III.Коррекционная подготовка а) коррекционные курсы развитие устной речи на основе 35 изучения предметов действительности СБО (социально-бытовая 35 35 70 70 70 ориентировка) б) обязательные индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия Логопедические занятия 35 35 35 35 35 Развитие психомоторики и 35 35 35 70 70 70 сенсорных процессов Школьный компонент (обязательные занятия) Физкультура* 35 35 35 35 35 35 Всего максимально допустимая 910 980 1015 1155 1190 1190 недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 140 175 350 140 945 35 280 175 315 210 6440 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное казенное образовательное учреждение "Троицкая средняя общеобразовательная школа № 62 " Учебные курсы Россия - мои горизонты (профориентационный курс) Разговоры о важном Я часть Отечества ИТОГО недельная нагрузка 5а 0 5б 0 5в 1 6а 1 1 1 2 1 1 2 1 0 2 1 0 2 Количество часов в неделю 6б 7а 7б 8а 8б 1 1 1 1 1 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 1 0 2 9а 1 9б 1 9в 1 1 0 2 1 0 2 1 0 2