Приложение 3. РП ВД Орлята России- 1-4 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ «Троицкая СОШ № 62»
______________________ Е.В. Мусиенко
Приказ №3008-1 от «30» августа 2024 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для детей младшего школьного возраста 7-10 лет
срок реализации 4 года

с. Правда
2023 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; авторсоставитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2022г.
1.1.Содержательные основы Программы развития
обучающихсяначальных классов «Орлята России»

социальной

активности

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
1.2.Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное
участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в
образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
1.3.Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы
рассматривается
как
творчески-преобразовательное
отношение
социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное
отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект
общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного
воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах
и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).
Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В

группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.
1.4. Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания
программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных
традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения
добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и
увлекательное приключение!
1.6. Методологической основой Программы является воспитание в коллективнотворческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор,
академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что
самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и
детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и
развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.

В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но
и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе
учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный
подход, позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса,
где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку,
опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального
мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к
своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в
неделю 1 класс – 33 часа, 2-4 классы -34 часа в каждом классе.
2. Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая

их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю
необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному
процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для
ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также
количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от
предлагаемых для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой
четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в
каждом месяце четверти.
Деятельность
4 игровых занятия для:
- вхождения ребёнка в
ритм
и
атмосферу
школьной деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую
на
дальнейшее участие в
Программе.

Даты
сентябрь,
октябрь

Занятия:
- с использованием игр на
командообразование,
создание благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы
в
классе,
мотивацию на участие в
Программе;
- для приобретения опыта
совместной деятельности в
команде,
- для выявления лидеров и
формирования
в
дальнейшем микрогрупп
для
использования
методики
ЧТП
(чередования творческих
поручений).
- первичная оценка уровня
сплочённости класса.
Вводный «Орлятский урок» 8-9 ноября
для первоклассников
«Орлёнок – Эрудит»

11-25 ноября

Комментарии
В первой четверти учителю необходимо
решить ряд главных задач: введение
первоклассника в новый для него
школьный мир, помощь ребёнку в
адаптации
к
новым социальным
условиям,
сохранение/настрой
на
позитивное
восприятие
учебного
процесса.
А также развитие мотивации детей на
участие в Программе «Орлята России».
У каждого учителя есть собственный опыт
решения выше обозначенных задач, и к
этому опыту в рамках подготовки к
участию в программе «Орлята России» мы
предлагаем добавить проведение четырёх
игровых занятий.
Дни и время, удобное для их проведения,
педагог выбирает самостоятельно.

Основными задачами являются старт
Программы для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в Программе.
Ко второй четверти учебный процесс и
все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности
становятся
для

«Орлёнок – Мастер»

15-23
декабря

«Орлёнок – Мастер»

9-20
января

«Орлёнок – Спортсмен»

23 января –
10 февраля

«Орлёнок –
Хранитель 20 февраля –
10 марта
исторической памяти»

ребёнка более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать
интерес к процессу получения новых
знаний, с другой стороны, познакомить
обучающихся с разными способами
получения
информации.
Мастерская Деда Мороза: подготовка
класса и классной ёлки к новогоднему
празднику / участие в новогоднем
классном
и школьном празднике.
Знакомимся с мастерами различных
профессий; посещаем места работы
родителей-мастеров своего
дела,
краеведческие музеи и пр.

К середине учебного года у всех
школьников нарастает гиподинамический
кризис, повышается утомляемость. Как
следствие, согласно статистике, середина
учебного года – это один из периодов
повышения
заболеваемости
среди
школьников.
Рекомендуем к предложенному
содержанию трека добавить больше
занятий, связанных с двигательной
активностью, нахождением детей на
свежем воздухе.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих
достижений;
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Решению
задач
трека
будет
способствовать
празднование
Дня
защитника Отечества, Международного
женского дня и других праздников.

«Орлёнок – Эколог»

13 марта –
12апреля

Пробуждение природы после зимы даёт
учителю более широкие возможности для
проведения трека. Часть мероприятий
можно уже проводить за пределами
здания школы. Расширяются возможности
использования природного материала,
возможности
проведения
различных
экологических акций и пр.

«Орлёнок – Лидер»

13 апреля –
28 апреля

В логике Программы важно, чтобы все
треки прошли до трека «Орлёнок – лидер»,
так как он является завершающим и
подводящим
итоги
участия
первоклассников в Программе в учебном
году.
Основными задачами являются оценка
уровня
сплочённости
класса
и
приобретенных ребёнком знаний и опыта
совместной деятельности в классе как
коллективе.
В УМК – использование игровых методов
диагностики
результатов.
Основными
результатами, которые нам необходимо
оценить станут:
- личностное развитие ребёнка (изменение
его позиции от «наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей,
заложенных в Программе.

Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году

1 мая –
24 мая

2.1.Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с
первой четверти учебного года.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель
выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные
уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах
сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями, а не
семестрами/ триместрами.
Четверть

Деятельность

Даты

Комментарии

I
четверть

сентябрь

Основными задачами являются старт
Программы
для
детей
и
эмоциональный настрой класса на
участие в Программе.

октябрь

Реализация Программы начинается с
данного трека, который позволяет
актуализировать/ приобрести опыт
совместной
деятельности
в
коллективе, что необходимо в
начале учебного года. Также
занятия трека позволят выявить
первичную
оценку
уровня
сплочённости класса и лидеров для
дальнейшего
формирования
микрогрупп.

«Орлёнок –
Эрудит»

ноябрь

«Орлёнок –
Мастер»

декабрь

Вторая четверть отличается высокой
мотивацией у детей на учебную
деятельность. В этот временной
промежуток в школах проходят
различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребёнка с разными
способами получения информации.
Данный трек проходит в два этапа:
1 – подготовка новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами своего
дела и лучшими мастерами
региона/страны.

Вводный
«Орлятский
урок» для детей
первого года
участия в
Программе
Вводный
«Орлятский
урок» для детей
второго года
участия в
Программе
«Орлёнок – Лидер»

Каникулы с
30 октября
по 7 ноября

II
четверть

Каникулы с
25 декабря по
8 января

Игра для
подведения
промежуточных
итогов участия в
Программе

январь

«Орлёнок –
Доброволец»

январь

«ОрлёнокСпортсмен»

февраль

III
четверть

«Орлёнок – Эколог» март

Каникулы с 26
марта по 2
апреля

Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру
учитель
проводит
самостоятельно,
используя
предоставленные
методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна круглый
год, поэтому учитель может
обращаться
к
имеющемуся
социальному опыту детей и
истории
добровольческого/
волонтерского/
тимуровского
движения в любое время учебного
года.
Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек провести
в данное время: в большинстве школ
проходят различные соревнования,
посвященные 23 февраля и пр. В том
числе, в соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые страты,
«Папа, мама, я – спортивная семья» и
другие соревнования, чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна –
наиболее благоприятный период для
реализации трека. Погодные условия
позволяют уже часть мероприятий
трека проводить за пределами здания
школы.

«Орлёнок –
Хранитель
исторической
памяти»

IV
четверть

апрель

Подведение итогов май
участия
в
Программе
в
текущем
учебном
году

В логике Программы важно, чтобы все
треки прошли до трека «Орлёнок
– хранитель исторической памяти», так
как он является треком, подводящим
итоги участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи;
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование игровых
методов диагностики
результатов.
Основными результатами, которые нам
необходимо оценить, станут:
- личностное
развитие
ребёнка
(изменение
его
позиции
от
«наблюдателя»
до
«активного
участника»);
- сформированность
класса
как
коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей, заложенных в Программе.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.

В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость
детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках
трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Орлята России»
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии
с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
- понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов;
уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность
человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою
половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знаний);
- демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует уважение
к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет

сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).
Формы организации и виды деятельности:
- игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
- лекции, беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные представления;
- анализ и просмотр презентаций, видеофильмов, мультиуроков.

5.Тематическое планирование
1 класс
№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

4ч

2.

Орлёнок – Лидер

4ч

3.

Орлёнок – Эрудит

4ч

4.

Орлёнок – Мастер

4ч

5.

Орлёнок – Доброволец

4ч

6.

Орлёнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлёнок – Эколог

8ч

8.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

4ч

9.

Подведение итогов

2ч

Итого:

34ч
2 класс

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлёнок – Лидер

4ч

3.

Орлёнок – Эрудит

4ч

4.

Орлёнок – Мастер

6ч

5.

Орлёнок – Доброволец

4ч

6.

Орлёнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлёнок – Эколог

5ч

8.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

4ч

9.

Подведение итогов

2ч

Итого:

34ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

3 класс
№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлёнок – Лидер

4ч

3.

Орлёнок – Эрудит

4ч

4.

Орлёнок – Мастер

6ч

5.

Орлёнок – Доброволец

4ч

6.

Орлёнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлёнок – Эколог

5ч

8.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

4ч

9.

Подведение итогов

2ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

Итого:

34ч
4 класс

№
п\п

Тема раздела

Кол-во
часов

1.

Старт программы

1ч

2.

Орлёнок – Лидер

4ч

3.

Орлёнок – Эрудит

4ч

4.

Орлёнок – Мастер

6ч

5.

Орлёнок – Доброволец

4ч

6.

Орлёнок – Спортсмен

4ч

7.

Орлёнок – Эколог

5ч

8.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

4ч

9.

Подведение итогов

2ч

Итого:

34ч

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29
https://orlyatarussia.ru/li
brary/29

6. Календарно- тематическое планирование
1 класс
№

Тема

Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
1.
классе»

Кол-во
часов
1

«Мы будем друзьями в классе»

1

«Правила настоящих друзей»

1

Вводный Орлятский урок

1

2.

3.

4.
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч.
«Кто такой эрудит?»
5.

1

«Всезнайка»

1

«Встреча с интересным эрудитом – книгой»

1

«Подведём итоги»

1

6.

7.

8.
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч.
«От слова к делу»
9.

1

«Спешить на помощь безвозмездно»

1

«Доброволец – это доброе сердце»

1

«Подведём итоги»

1

«Орлёнок – Мастер» 4 ч.
«Мастер – это…»
13.

1

10.

11.

12.

«Мастерская Деда Мороза …»
14.

1

Дата

«Класс мастеров»

1

«Классная ёлка»

1

15.

16.
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч.
«Утро мы начнём с зарядки»
17.

1

«Сто затей для всех друзей

1

«Весёлые старты»

1

«Азбука здоровья»

1

18.

19.

20.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
21.

1

«История школы – моя история»

1

«Поход в музей»

1

«Историческое чаепитие»

1

«ЭКОЛОГиЯ»

1

«В гости к природе»

1

«Мы друзья природе»

1

«Орлята – экологи»

1

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.
«Орлёнок – Лидер» 4 ч.
«Лидер – это…»
29.
«Я хочу быть лидером!»
30.

1

1

«С командой действую!»

1

«Мы дружный класс»

1

31.

32.
Подведение итогов 2 ч.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
33.
учебном году

34.

резерв

1

1

Календарно-тематическое планирование
2 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.

1

Орлёнок – Лидер –4 ч
Лидер – это…
2.

1

С командой действовать готов. Верёвочный курс

1

Встреча с тем, кто умеет вести за собой

1

«Мы дружный класс!»

1

3.

4.

5.

Дата

Орлёнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит?
6.

1

Развиваемся, играя!

1

Могу быть изобретателем

1

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На
старте новых открытий»

1

7.

8.

9.

Орлёнок – Мастер -6 ч
Мастер – это…
10.

1

От идеи – к делу!

1

КТД «Классный театр

1

Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги

1

11.

12.

13.

Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
14.
«Орлёнок – Эрудит»

1

«Орлёнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков:
15.

1

«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
От слова к делу.

1

КТД «Создай хорошее настроение»

1

КТД «Братья наши меньшие»

1

16.

17.

18.

Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»

1

19.
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!

1

О спорт, ты – мир!

1

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»

1

20.

21.

22.

23.
Орлёнок – Эколог – 4 ч
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?

1

«Мой след на планете»

1

Восхищаемся красивым миром

1

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

24.

25.

26.

27.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.

1

Хранитель семейных традиций

1

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1

Историческое чаепитие

1

Расскажи мне о России

1

28.

29.

30.

31.

32.

Подведение итогов –2 ч

33.

34.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером

Кол-во
часов
1

1

3.

«В команде рождается лидер»

1

4.

КТД «Вместе мы сможем всё»

1

5.

«Мы дружный класс!

1

Орлёнок – Эрудит – 4 ч

6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

Дата

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок».

Кол-во
часов
1

Дата

1.
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.

1

3.

«В команде рождается лидер».

1

4.

КТД «Вместе мы сможем всё».

1

5.

«Мы дружный класс!

1

Орлёнок – Эрудит – 4 ч

6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».