МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим» для начального общего образования ( 1-4 классы) на 2023-2024 учебный год п.Троицкий 2023 год 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим» разработана в соответствии с требованиями пункта 31.1 ФГОС НОО, положения о рабочих программах, обновленных ФГОС МКОУ «Троицкая СОШ №62.», с учетом авторской программы курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим» В основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными знаниями и навыками. В образовании главными становятся методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, способного применять предметные знания и умения во вне учебных ситуаций, приближённых к реальным жизненным задачам, т.е. функциональная грамотность. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения. Учебный курс внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектноисследовательской деятельности для детей. Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим»: - приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; - создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; - приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах групповой работы, о способах самопознания, о способах нахождения и обработки информации. Задачи учебного курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим»: - развитие творческой исследовательской активности; - формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности; - стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира; - формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия; - формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения; - развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения. Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки: - мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д. - исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д. - коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других. - социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают; Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся. Область применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса обучающихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы можно начинать уже в начальной школе. У младших школьников, больше выражен мотив для работы над проектами, так как ребёнок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций, обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на уровне основного общего образования. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала занятий внеурочной деятельности «Проектная мастерская «Играем, учимся, творим» предполагает следующее: установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Занятие включает следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: познавательная, исследовательская, проектная, игровая, творческая, практическая. Программа рассчитана на четыре года обучения (135 ч) - в 1 классе – 33 часа в год (по 1 часу в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (по 1 часу в неделю). Длительность занятий в 1 классе – 30 минут, во 2-4 классах – по 40 минут. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ИГРАЕМ, УЧИМСЯ И ТВОРИМ» 1-й год изучения Тренинг Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий. Исследовательская практика Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов. Мониторинг Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им. Темы проектов «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», Наш класс — дружная семья», «Мои домашние животные», «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки»., «Сказочная страница», «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Осенний урожай», «Дикие животные», «Чайный сервиз», «Украшаем класс к Новому году», «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». 2-й год изучения Тренинг Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников работе над проектом Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Цель проекта. Задачи проекта. Исследовательская практика Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» Играем в учёных. Это интересно Мониторинг Тест. «Чему ты научился?». Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Знакомство с понятием «презентация». Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Играем в учёных. Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурса. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Темы проектов «Родной город». «Красная книга, или возьмём под защиту». «Профессии». «Родословная». «Города России». «Страны мира. «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо Деду Морозу», Рифма. В словари – за частями речи. Оригами. Узоры и орнаменты на посуде.. Праздничный стол. Деревенский двор. Убранство избы. Новый год. «О чем может рассказать школьная библиотека». «Мой любимый детский журнал». Мой любимый писатель сказочник» 3-й год изучения Организация работы над проектом Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Анкетирование. Составление памяток по теме проекта. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Помощь ИКТ при создании проекта Изучение и освоение возможностей программы МРР (Microsoft Power Point). Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к компьютерной презентации. Мониторинг Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого Дельфина. Темы проектов «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края». «Школа кулинаров». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей путешествий. «Рассказ о слове». «Семья слов». «Составляем орфографический словарь. «Тайна имени». Проект «Зимняя страничка». «Имена прилагательные в загадках». «Задачи-расчёты». «Математические сказки «Детская площадка». «Готовим спектакль». «Сочиняем волшебную сказку». «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я. Смоленского. «Праздник поэзии». 4-й год изучения Организация работы над проектом. Виды проектов Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала. Выбор темы исследования. Предположение. Цель проекта. Задачи. Сбор информации. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Памятки к составлению анкет по теме для проекта. Виды проектов. Исследовательски-творческий проект. Творческий проект. Ролевоигровой проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект. Практико-ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект. Презентация проекта Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции. Вид презентации проекта в рамках научной конференции. Правильная подготовка презентации к проекту. Критерии оценивания проекта и его защиты Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. Информационные технологии Программа МРР. Формирование умения обработки с диаграммой. Формирование умения в работе с таблицей. Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. Мониторинг Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого Дельфина. Темы проектов На выбор один проект: Путешествие по городам мира, Имя на глобусе, Когда и как появилась профессия…, Правители Древней Руси, Открытие берестяных грамот, В дворянской усадьбе, В крестьянской семье, День горожанина: начало ХХ века, Новые имена советской эпохи, Чему и как учились в начальной школе наши бабушки, дедушки, мамы и папы, Календарь праздников моей семьи, Наш город в годы Великой Отечественной войны, Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов, проекты «Говорите правильно!», «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина», «Пословицы и поговорки», «Математика вокруг нас». Математический справочник «Наш город», «Цветы для школьной клумбы», «Создание календаря исторических событий», «Природа и мы», «Они защищали Родину» 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ИГРАЕМ, УЧИМСЯ И ТВОРИМ» 3.1 Личностные результаты обучающегося В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования: — первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; — осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды; — понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; — проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; — проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; — проявление устойчивых волевых качества и способность к само-регуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; — готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. 3.2 Метапредметные результаты обучающегося В ходе изучения данного учебного курса в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия Познавательные УУД: — ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в рамках изучаемого курса (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; — осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; — сравнивать группы объектов/предметов/изделий, выделять в них общее и различия; — делать обобщения по изучаемой тематике; — использовать схемы, модели, рисунки, таблицы, простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; — комбинировать и использовать освоенные технологии при планировании и осуществлении своей деятельности в рамках изучаемого курса; — понимать необходимость поиска новых решений, технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного социального опыта. Работа с информацией: — осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебных пособиях, хрестоматиях, картах, атласах и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; — анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; — использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; — следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. Коммуникативные УУД: — вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; — создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) в рамках изучаемого курса; — строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) в рамках изучаемого курса; — объяснять последовательность совершаемых действий в рамках выполнения проектов и исследования. Регулятивные УУД: — рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); — выполнять правила безопасности при выполнении работы; — планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; — устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; — выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; — проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. Совместная деятельность: — организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество; — проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; — понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мыс-ленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять аргументы для защиты продукта проектной, исследовательской деятельности. 3.3 Результаты учебного курса Обучающийся первого года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится - различать понятия «семья», «школьная семья», «семейство растений», «семейство животных» определять общность и различие интересов, увлечений мальчиков, девочек собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе помощников в работе отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что будет, если…» определять значение слова «цель» выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как я это сделаю?» выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на примере предложенного текста) составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме проекта знакомиться с проведением опытов по изготовлению «мобильных устройств», получать электричество с помощью волос, готовить поилку для цветов, оценивать свои работы давать оценку своей деятельности с помощью учителя строить свою деятельность по предложенному плану Обучающийся второго года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится - различать и использовать методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правилам выбора темы и объекта исследования, видам оформления проектов; классифицировать предметы, явления и события; объяснять значение слова «гипотеза», самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения проблемы собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации. правильно выбирать предприятие, интересных людей, которые могут рассказать о своем продукте производства; использовать справочную литературу ставить перед собой задачи по осуществлению продукта, изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт проекта находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт контролировать время выступления, укладываться в регламент Обучающийся третьего года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится - методам исследования: эксперимент, анкетирование, моделирование интервьюирование; основам работы с компьютером, делать социальный проект и понимать его значимость для жизни окружающих; способам и методам, стимулирующих саморазвитие психических процессов, обеспечивающим ощущение успешности в работе, правилам выбора темы и объекта исследования, видам оформления проектов; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; составлять план действий совместного исследования; пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности. Обучающийся четвёртого года изучения учебного курса внеурочной деятельности научится - основным особенностям проведения исследовательской работы; различать информационный проект и практико–ориентированный проект; правилам осуществления самоконтроля; правилам успешной презентации работы. выбирать пути решения задачи исследования; - правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации. самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта; осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов Календарно-тематическое планирование для 1 класса (1 час * 33 недели = 33 часа) № п/п Тема дата Колво часов Кто я? Моя семья 1 2 3 4 5 6 1 Проект «Моя семья» Чем я люблю заниматься. Хобби Проект «Осенний урожай» О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта Проект «Моя малая родина» Элемент содержания ЭОР/ ЦОР Сформировать у учащихся представление о семье, как о группе родственников, живущих вместе Кто я? Моя семья Познакомить с понятием «хобби»увлечение, любимое занятие на досуге. Уточнить виды детских увлечений Чем я люблю заниматься. Хобби Определение, выбор сообщения, которым хотел бы поделиться с друзьями, рассказать о чем-то интересном. Изложить краткое содержание сообщения. Познакомить с понятием «проект» О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/ochjom-jabolshevsegohochurasskazat_vybortemy-proekta.html https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/ktoja-moja-semja.html 1 1 https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/chem-jaljubljuzanimatsja-hobbi.html 1 1 1 7 8 9 10 Как собирать материал? Твои помощники. Этап Проект «Мой класс и моя школа» Наш класс — дружная семья» Проблема Решение проблемы Проект «Чайный сервиз» 1 1 1 1 Гипотеза. Играем в предположения. 11 12 13 14 1 Проект «Дикие животные» Цель проекта Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» Задача проекта 15 1 1 1 1 Выбор нужной информации 16 1 Поиск интересного материала по теме выбранного проекта. Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». Привлечение помощников: книги, друзья, родители, Интернет, фильмы Как собирать материал? Твои помощники. Этап Познакомить с понятием «проблема» -сложный вопрос, задача, требующая решения, Проблема. Решение проблемы https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/kaksobiratmaterial_tvoipomoshhniki_-jetap.html https://prez-proekt.ru/kurs- исследования. Определить проблему и найти пути её решения, выход из создавшейся проблемы Понятие «гипотеза» предположение для объяснения каких-нибудь явлений. Предположениедогадка, предварительное соображение или план Гипотеза нужна для решения любой задачи. uchus-sozdavatproekt/problemareshenieproblemy.html Понятие «цель» - твое стремление, то, что надо, желательно осуществить. Определение цели, поставленной Варей по рассказу Цель проекта Понятие «задача проекта» достижение цели с помощью постановки задач к проекту. Разбор на примере проекта Игната Значения слов «информация», «основная мысль». Выбор информации, которая нужна для проекта, является самой главной, важной Задача проекта Гипотеза. Играем в предположения https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/gipotezapredpoloz henie.html Гипотеза. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/gipoteza_-igraemvpredpolozhenija.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/celproekta_-1klass.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/zadacha-proekta1klass.html Выбор нужной информации https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/vybornuzhnojinformacii-1-klass.html 17 Интересные люди – твои помощники 1 Продукт проекта 18 19 1 Виды продукта. Макет 1 20 21 Визитка. Как правильно составить визитку к проекту Проект «Мои домашние животные» 1 1 Выбор «помощников» для сбора информации по теме проекта. Нахождение на рисунке «слова-помощника» Понятие «продукт проекта» (аппликация, рисунок, макет, оригами, мозаика и т.д). Понятие «макет». Виды продукта. Составление плана работы по изготовлению макета домика из плотной бумаги Понятие «визитка» или «визитная карточка». Правила оформления визитки - титульный лист, цели и задачи проекта, выводы, справочная литература Интересные люди – твои помощники https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/interesnyeljuditvoi-pomoshhniki.html Продукт проекта https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/produkt-proekta1klass.html Виды продукта. Макет https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/vidyproduktamaket.html Визитка. Как правильно составить визитку к проекту https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/vizitkakakpravilno-sostavit-vizitkukproektu.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/vizitka-kakpravilnosostavit-vizitku-kproektu-2-e-zanjatiepoteme.html Мини-сообщение. Семиминутное выступление 22 23 24 25 1 Проект «Украшаем класс к Новому году» Выступление перед знакомой аудиторией Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» Понятие «минисообщение», как краткое изложение основного содержания проекта. Составление выступления на 7 мин. Мини-сообщение. Семиминутное выступление https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/minisoobshheniesemiminutnoevystuplenie. html 1 Выступление перед знакомой аудиторией 1 1 https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/vystuplenieperedznakomoj-auditoriej.html Прослушивание выступлений проектантов, заполнение таблицы пожеланий им. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно 26 27 28 Практическое занятие в классной лаборатории https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-vuchjonyhokrashivanie-cvetkavraznye-cveta.html И https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-vuchjonyhokrashivanie-cvetka-vraznyecveta-2-e-zanjatiepo-teme.html 1 Проект «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок» Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно 1 1 Учить построить грамотно свою речь для успешного выступления Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/probnoe- Повторение основных этапов проектной деятельности vystuplenie-peredneznakomojauditoriej.html И https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/probnoevystuplenieperedneznakomoj-auditoriej-2ezanjatie-po-teme.html 29 30 Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки» Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно 1 Практическое занятие в классной лаборатории по изготовлению «мобильных телефонов» 1 Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraemvuchjonyhmobilnyetelefony.html Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно 31 Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно 32 Практическое занятие в классной лаборатории по получению электричества с помощью волос 1 1 Тест «Чему я научился?» 33 1 Итого: Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-vuchjonyhpoluchenie-jelektrichestvaspomoshhju-volos.html Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно Строить речевое высказывание в устной форме, уметь отвечать на вопросы теста Тест «Чему я научился?» https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-vuchjonyhpoilka-dlja-cvetov.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/testchemu-tynauchilsja.html 33 ч Календарно-тематическое планирование для 2 класса (1 час * 34 недели = 34 часа) № п/п 1 2 3 Тема занятия Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» Кол-во часов 1 Содержание ЭОР/ ЦОР Знакомство класса с Круг твоих интересов. темой. Дать понятие Хобби. Увлечения «хобби». Подготовить https://prez-proekt.ru/kursматериал для беседы о хобби uchus-sozdavatproekt/krugtvoih-interesovhobbiuvlechenija.html Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/vybortemy-tvoegoproekta-typroektant-tvojoznakomstvos-ponjatijamislovar-proekttema.html 1 1 Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями 4 Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» 1 Выбор помощников работе над проектом 5 6 1 Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» Проект «Родной город». 7 8 1 1 Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» 1 Проблема. Решение проблемы 9 10 1 Проекты «Праздничный стол», «Деревенский двор», «Убранство избы» 1 Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем Познакомить с понятием «актуальность» Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/znakomstvosponjatiemformulirovkarabota-soslovarjami.html Выбор помощников работе над проектом https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/vyborpomoshhnikov-vrabote-nadproektom.html Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/jetapyraboty-nadproektom-tvojoznakomstvo-sponjatiemjetap.html Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/aktualnosttemyproekta-tvojoznakomstvo-sponjatiemaktualnost.html Познакомить с Проблема. Решение понятием проблемы «проблема», «лидер». https://prezНаучить видеть proekt.ru/kursuchus-sozdavatпроблему, определять proekt/problemaцель, составлять план reshenieproblemy-2-klass.html действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды 11 Выработка гипотезыпредположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» 1 Цель проекта Задачи проекта 12 13 1 Проекты «Родословная» «Красная книга, или возьмём под защиту» «Профессии» 1 14 Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». 1 15 Проекты «И в шутку и всерьез», Пишем письмо Деду 1 Морозу, Новый год Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. Выработка гипотезыпредположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» Цель проекта https://prezproekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/celproekta2-klass.html Задачи проекта https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/zadachiproekta-2klass.html Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/sborinformacii-dljaproekta-tvojoznakomstvo-sponjatijamisbor-informacija- jenciklopedija-internet-knigigazety-zhurnaly.html 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 Знакомство с интересными людьми. Интервью Дать понятия: Знакомство с интересными людьми. Интервью «интервью», https://prez-proekt.ru/kursuchus1 «интервьюер» sozdavatproekt/znakomstvo-sinteresnymiljudmiintervju.html Обработка Дать информации. понятия: Отбор значимой «обработка информации. информации» Твоё 1 , «отбор». знакомство с Руководство понятиями деятельность «обработка ю учащихся информации», по отбору «отбор». значимой информации Проекты «И в из текстов шутку и всерьез», Пишем письмо Деду 1 Морозу, Новый год Рифма В словари – за частями речи Играем в Проведение учёных. Это опыта по интересно превращению Тест. «Чему ты белого мелка научился?» в цветной. Организация 1 беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста Отбор Ознакомлени е с понятием информации «выступление для ». семиминутного 1 Руководство выступления. деятельность (Минисообщен ю детей по ие) по темам подготовке «Мой минилюбимы Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/obrabotka-informaciiotbor-znachimojinformaciitvojo-znakomstvo-sponjatijamiobrabotkainformacii-otbor.html Играем в учёных. Это интересно https://prez-proekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/igraem-vuchjonyhjeto-interesno-2-klass.html Тест. «Чему ты научился?» https://prez-proekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/test-2klass.html Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) https://prez-proekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/otborinformacii-dljasemiminutnogo-vystuplenijamini-soobshhenija.html 2 1 й детский журнал». Мой любимый писатель сказочник» сообщений и анализу стихотворени я. Значимость компьютера в создании проектов. Презентация Познакомить с компьютерно 1 й презентацией Значимость компьютера в создании проектов. Презентация https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/tvorcheskajarabota_prezentacija_tvojoznako mstvo-s-ponjatiemprezentacija.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/znachimostkompjutera-vsozdaniiproektov_prezentacija.html 22 Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРРMicrosoft Power Point 1 Первые шаги составления презентации на компьютере. 23 1 Познакомить с программой МРРMicrosoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/pervye-shagisostavlenijaprezentacii-nakompjutere.html Первые шаги составления презентации на компьютере. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/pervye-shagisostavlenijaprezentacii-nakompjutere-prodolzhenie.html 24 25 26 Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией Тест «Добрые советы проектанту» Проекты «Оригами», «Узоры и орнаменты на посуде». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 27 28 Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/sovmeshhenietekstavystuplenija-s-pokazomprezentaciiprobnoevystuplenie-pered-znakomojineznakomoj-auditorijamizanjatie-22.html Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний Тест «Добрые советы проектанту https://prez-proekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/testdobrye-sovety-proektantuotmudrogo-delfina-2-klass.html Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителяруководителя проекта Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/izgotovlenievizitki_pravilnoesostavlenietitulnogo-listavizitki_zanjatie26.html Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/samoanaliz-rabotanadponjatiem-samoanaliz.html и https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/izgotovlenievizitki_pravilnoesostavlenietitulnogo-listavizitki_zanjatie27.html 1 1 1 1 Самоанализ. Работа 1 над понятием «самоанализ» Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией Играем в учёных. Это интересно 29 30 1 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией Самоанализ – рефлексия после твоего выступления 31 перед незнакомой аудиторией 1 1 Играем в учёных. Это интересно 32 1 Проекты «Города России», «Страны мира 33 1 Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы Играем в учёных. Это интересно https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-v-uchjonyhjetointeresno-zanjatie29.html Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД). Пробное выступление перед незнакомой аудиторией https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/probnoe-vystuplenieperedneznakomoj-auditoriej2-klass.html Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой Играем в учёных. Это интересно https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/igraem-v-uchjonyhjetointeresno-zanjatie-33-2klass.html Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией https://prez-proekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/samoanaliz-refleksijaposle-tvoegovystuplenijapered-neznakomojauditoriej.html Благодарственные рисунки-отклики 34 Оказывать индивидуальную 1 помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам Итого помощь в подготовке благодарностей Благодарственные рисунки отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам https://prez-proekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/blagodarstvennyerisunkiotkrytkipomoshhnikamtvoegoproekta-pozhelaniebudushhimproektantamsovety-na-leto-otmudrogodelfina.html proekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/blagodarstvennyerisunkiotkrytkipomoshhnikam-tvoegoproektapozhelaniebudushhim-proektantamsovety-naleto-ot-mudrogodelfina.html 34 ч. Календарно-тематическое планирование для 3 класса (1 час * 34 недели = 34 часа) № п/п 1 2 3 Тема учебного занятия Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Кол-во часов 1 1 1 Содержание ЭОР/ ЦОР школьники учатся вести дискуссию и работать с информацией. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/krugtvoihinteresov-hobbiuvlechenijajetapy-raboty-nadproektom.html Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/vybortemytvoego-proektapodbormateriala-dlja-proektaproblemareshenie-problemy.html дети учатся видеть проблему, создавать творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческий продукт. учатся высказывать предположения о неизвестном, инсценировать поиск и пробу способов Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/vybortemytvoegoissledovanijapredpolozhenie- действий. 4 Проект «Богатства, отданные людям» Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 5 6 1 1 Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта 1 формирование Требования к паспорту умения составлять проекта. Составление паспорта паспорт проекта. проекта https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/trebovanija-kpasportuproekta-sostavleniepasportaproekta-prakticheskiezanjatijazanjatie-4.html продолжение Требования к паспорту работы с проекта. Составление паспорта паспортом проекта проекта. Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование 7 8 9 1 Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование Проекты «Рассказ о слове». «Семья слов». «Составляем орфографический словарь. «Тайна имени». gipotezareshenie-zadachi.html 1 1 ученики знакомятся с уточняющими и восполняющими вопросами для анкет. дети изучают требованиям к составлению анкет. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/trebovanija-kpasportuproekta-sostavleniepasportaproekta-prakticheskiezanjatijazanjatie-5.html Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/trebovanija-ksostavlenijuanket-dlja-proektaanketirovaniezanjatie-6.html Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/trebovanija-ksostavlenijuanket-dlja-proektaanketirovaniezanjatie-7.html Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере 10 знакомство с постером и правилами его оформления. 1 Практическая работа. Создание мини-постера 11 1 Практическая работа. Создание мини-постера 12 13 14 15 1 Проекты «Детская площадка», «Сочиняем волшебную сказку». «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я. Смоленского Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм школьники учатся создавать минипостер со ссылками и иллюстрациями. завершение работы по составлению мини-постера. на выбор Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/postertrebovanija-ksozdaniju-posterauslovijarazmeshhenijamateriala-napostere.html Практическая работа. Создание мини-постера https://prezproekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/prakticheskiezanjatijasozdanie-mini-posterazanjatie9.html Практическая работа. Создание мини-постера https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/prakticheskiezanjatijasozdanie-mini-posterazanjatie10.html 1 1 дети учатся работать с фотографиями и рисунками школьники учатся работать с фигурами 1 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/izuchenieiosvoenievozmozhnostejprogrammy-mrrvstavkafotografij-risunkovfigurdiagramm-zanjatie-11.html Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/izuchenieiosvoenievozmozhnostejprogrammy-mrrvstavkafotografij-risunkovfigurdiagramm-zanjatie-12.html 16 17 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм Проекты «Зимняя страничка». «Имена прилагательные в загадках». «Задачирасчёты». «Математические сказки Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 18 1 Программа МРР. Анимации. Настройка анимации 1 Программа МРР. Дизайн 20 1 Программа МРР. Дизайн 21 22 1 Проекты «Разнообразие природы родного края». «Школа кулинаров». «Кто нас защищает». «Экономика родного края» Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/izuchenieiosvoenievozmozhnostejprogrammy-mrrvstavkafotografij-risunkovfigurdiagramm-zanjatie-13.html повторение работы с командой «Вставка» Программа МРР. Анимации. Настройка анимации https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programma-mrranimacijanastrojka-animaciizanjatie14.html и https://prezproekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/programma-mrranimacijanastrojka-animaciizanjatie15.html Программа МРР. Анимации. Настройка анимации https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programma-mrranimacijanastrojka-animaciizanjatie16.html Программа МРР. Дизайн https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programma-mrrdizajnzanjatie-17.html Программа МРР. Дизайн https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programma-mrrdizajnzanjatie-18.html 1 1 19 учатся вставлять диаграммы в презентацию 1 учатся настраивать анимацию на слайде продолжают учиться устанавливать разные эффекты появления объектов. знакомятся с понятием «дизайн» практическое задание по созданию слайдов с разными темами. на выбор Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 23 1 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями 24 25 26 27 28 1 Требования к компьютерной презентации. Требования к компьютерной презентации. Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР Проект «Готовим спектакль». Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 29 30 1 1 1 школьники учатся работать с командой «Обрезка». Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями https://prezproekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/fotografija-naslajdahrabota-s-fotografiej-naslajdahzanjatie-20.html знакомство с Фотографии на слайдах. Работа командой с фотографиями https://prez«Граница proekt.ru/kurs-uchussozdavatрисунка». proekt/fotografija-naslajdahrabota-s-fotografiej-naslajdahzanjatie-21.html правила Требования к компьютерной составления презентации. https://prezкомпьютерной proekt.ru/kurs-uchussozdavatпрезентации. proekt/trebovanijakkompjuternojprezentaciizanjatie-22.html нахождение Требования к компьютерной ошибок в готовой презентации. https://prezпрезентации и proekt.ru/kurs-uchussozdavatисправление их. proekt/trebovanijakkompjuternojprezentaciizanjatie-23.html Закрепление полученных использование умений, навыков в работе с полученных программой МРР знаний при тестовой проверке https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/zakrepleniepoluchennyhumenij-i-navykovv-rabote-sprogrammoj-mrrzanjatie-25.html 1 дети работают с текстом и составляют презентацию 1 Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту 1 мультимедийный продукт для занятия, на котором школьники создают Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту https://prezproekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/prakticheskoezanjatiesostavlenie-pervojprezentacii-pozadannomutekstu-zanjatie26.html Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту https://prezproekt.ru/kurs-uchussozdavatproekt/prakticheskoe- презентацию 31 Проекты «Музей путешествий. «Праздник поэзии» Подготовка проектной документации к выступлению Обработка информации школьники учатся оценивать свою работу и видеть в ней пробелы Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия 32 Твои впечатления работы над проектом 33 дети подводят некоторые итоги своей деятельности 1 Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. 34 школьники учатся высказывать слова благодарности тем, кто поддерживал их в течение года 1 Итого zanjatie-sostavleniepervojprezentacii-pozadannomutekstu-zanjatie27.html Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/testytestirovaniesamoanalizrefleksija.html Твои впечатления работы над проектом https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/tvoivpechatlenija-otraboty-nadproektom-3-klass.html Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/stranicablagodarnosti-temkto-okruzhali-podderzhival-tebjav-jetomgodu-sovety-na-leto-otmudrogodelfina.html 34 ч. . Календарно-тематическое планирование для 4 класса (1 час * 34 недели = 34 часа) № п/п Тема учебного занятия Колво часов Твои новые интересы и увлечения 1 1 Содержание ЭОР/ ЦОР учащиеся учатся презентовать свои новые увлечения и интересы. Твои новые интересы и увлечения https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/tvoinovye-interesyiuvlechenija-4-klass.html Виды проектов 2 1 Исследовательскотворческий проект 3 1 школьники знакомятся с видами проектов и их терминологией. Виды проектов https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/vidyproektov-4klass.html формирование умений научнотворческого исследования Исследовательскотворческий проект https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/issledovatelsko- tvorcheskij-proekt-4klass.html дети учатся оценивать свои 1 возможности в творческом проекте учащиеся учатся оценивать в 1 себя разыгрыва нии постановок Творческий проект https://prezproekt.ru/kursuchus-sozdavatproekt/tvorcheskij-proekt-4klass.html Ролево-игровой проект дети составляют мини-сценарий 1 по сюжету из любимого произведения. Ролево-игровой проект https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rolevo-igrovojproektzanjatie-6.html Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой Исследовательский проект с ознакомление с исследовательски выдвижением гипотезы и последующей её м проектом проверкой https://prez-proekt.ru/kursuchus1 sozdavatproekt/issledovatelskijproekt-svydvizheniemgipotezy-iposledujushhejejo-proverkojzanjatie7.html Творческий проект 4 Ролево-игровой проект 5 6 7 Ролево-игровой проект https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rolevo-igrovojproektzanjatie-5.html систематизация и анализ полученных результатов Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. 1 8 Информационноисследователь ский проект дети учатся находить 1 нужную информацию и исследовать её. Информационноисследователь ский проект подведение Информационноисследовательский итогов проект https://prez-proekt.ru/kursuchus1 работы над темой sozdavatproekt/informacionnoissledovat elskij-proektzanjatie-10.html Практико- 1 дети учатся 9 1 0 1 1 ориентированный проект 1 4 разрабатывать определённую проблему. Информационноисследовательский проект https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/informacionnoissledovat elskij-proektzanjatie-9.html Практико- ориентированный проект https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/praktikoorientirovannyj -proektzanjatie-11.html Практикоориентированн ый проект учащиеся учатся различать 1 практикоориентированн ые проекты и распределяют их на две группы. Практикоориентированный проект https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/praktikoorientirovannyj -proektzanjatie-12.html Монопредметный проект дети учатся различать 1 виды монопредметных проектов Монопредметный проект https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/monopredmetnyjproekt -zanjatie-13.html Монопредметный проект школьники 1 продолжают усваивать виды монопредметных проектов Монопредметный проект https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/monopredmetnyjproekt -zanjatie-14.html 1 2 1 3 Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей её проверкой. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/issledovatelskijproekt-svydvizheniemgipotezy-iposledujushhejejo-proverkojzanjatie8.html Межпредметный проект дети учатся находить 1 связи между учебными дисциплинами. Виды презентационных проектов дети учатся выбирать Виды презентационных проектов форму презентации https://prez-proekt.ru/kursuchus1 проекта sozdavat-proekt/vidyprezentacionnyhproektov-4klass.html 1 5 1 6 1 7 Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции дети знакомятся с видами отчётов и учатся составлять промежуточный отчёт. Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/vidprezentaciiproekta-kakotchjotuchastnikovissledovatelskojjekspedicii. html дети учатся составлять перечень требований к речи выступающего. 1 Вид презентации проекта, в рамках научной конференции https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/vidprezentaciiproekta-vramkahnauchnojkonferencii.html 1 школьники составляют памятку Правильная подготовка презентации к проекту 1 Вид презентации проекта, в рамках научной конференции 1 8 1 9 Правильная подготовка презентации к проекту Межпредметный проект https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/mezhpredmetnyjproekt -4-klass.html https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/pravilnajapodgotovkaprezentacii-kproektu.html 20 Работа с памяткой при подготовке публичного выступления 1 дети знакомятся с рекомендациями к публичному выступлению. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rabota-s-pamjatkojpripodgotovkepublichnogovystuplenijazanjatie-20.html 21 Работа с памяткой при подготовке публичного выступления школьники учатся отвечать на вопросы оппонентов и составлять Памятку. Работа с памяткой при подготовке публичного выступления https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rabota-s-pamjatkojpripodgotovkepublichnogovystuplenijazanjatie-21.html дети учатся оформлять ссылки на книгу и на статью из сборника. Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rabota-s-pamjatkojposostavleniju-spiskaispolzovannojliteratury-vovremja-rabotynadproektom-zanjatie-22.html школьники учатся оформлять ссылки на статью из журнала и источника, взятого из сети Интернет Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/rabota-s-pamjatkojposostavleniju-spiskaispolzovannojliteratury-vovremja-rabotynadproektom-zanjatie-23.html 1 ознакомление с ошибками и формированию умения работать над ними. Типичные ошибки проектантов https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/tipichnyeoshibkiproektantov.html 1 дети изучают, по Критерии итогового каким показателям жюри оценивает проектную деятельность. оценивания проектной деятельности учащихся https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/kriteriiitogovogoocenivanijaproektnojdejatelnostiuchashhihsja.html 1 Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом 22 23 1 Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом 1 Типичные ошибки проектантов 24 25 Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся 26 Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. 27 Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей. 1 1 29 30 31 Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации Программа Microsoft Office Word: Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев дети учатся работать Программа МРР. с таблицей Формирование умения работы с таблицей. https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programmamrrformirovanie-umenija-vrabote-stablicej.html Практическая работа https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/prakticheskajarabotazanjatie-28.html 1 дети учатся оценивать свою работу и видеть в ней пробелы Тестирование. Самоанализ. Рефлексия https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/testirovaniesamoanalizrefleksija-4klass.html 1 школьники учатся применять возможности всемирной паутины Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/ispolzovanieresursovinterneta-pripodgotovkeprezentacii.html дети учатся выполнять различные задания с текстом Программа Microsoft Office Word: Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев https://prezproekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programmamicrosoftoffice-word- 1 Тестирование. Самоанализ. Рефлексия Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой. https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/programmamrrformirovanie-umenija-vrabote-sdiagrammoj.html закреплению навыков работы с таблицей в программе МРР. Практическая работа 28 Программа МРР: четвероклассники учатся работать с диаграммой 1 formirovanie-navykovraboty-stekstom-i-ponastrojke-polejiabzacev.html 32 Твои впечатления от работы над проектом. 1 дети подводить учатся Твои впечатления от работы над итоги проектом Защита проекта. 33 Твои впечатления от работы над проектом. Защита проекта. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. 34 своей работы 1 1 Итого https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavat-proekt/tvoivpechatlenija-otraboty-nadproektom-4-klass.html Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году https://prez-proekt.ru/kursuchussozdavatproekt/stranicablagodarnostitem-ktookruzhal-i-podderzhivaltebjav-jetom-godu-sovetymudrogo-delfinana-leto-4klass.html 34 ч. 5. Материально –техническое обеспечение Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2009. 2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2009. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2010. 4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2009. - №9.. .Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2010. 6 Дополнительная литература для учителя: Григорьев Д. В., Степанов П. В. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7 Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2011. Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. 3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – Москва: Генезис, 1998. 4. Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс до и После. – 2009, № 5. Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. 6. Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/ Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2011. – 96 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Дополнительная литература для обучающихся: Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007. - 159с. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC