Приложение 3.РП по функциональной грамотности 1-3классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Талицкого городского округа
МКОУ «Троицкая СОШ № 62»

УТВЕРЖДЕНО
Директор МКОУ "Троицкая
СОШ №62"
Мусиенко Е. В.
Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
1-3 классы
Срок реализации: 3 года

п.Троицкий 2023 г

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В.
Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором
они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
2

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации
4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
3

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
4

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;
- способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о
глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№
Раздел
Кол-во
Содержание
п/п
часов
1 Читательская гра1
В. Бианки. Лис и мышонок.
мотность
1
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
В. Сутеев. Живые грибы.
1
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
Е. Пермяк. Четыре брата.
Итого
7
2. Математическая
1
Про курочку рябу, золотые и простые
грамотность
яйца.
1
Про козу, козлят и капусту.
1
Про петушка и жерновцы.
1
Как петушок и курочки делили бобовые
зернышки.
1
Про наливные яблочки.
1
Про Машу и трех медведей.
1
Про медведя, лису и мишкин мед.
5

Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Итого
Креативное мышление
Итого
Финансовая
грамотность

3.

4.

Итого
Естественнонаучная
грамотность

5.

6.

7
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

Итого
Глобальная компетентность

1
1
1
1
1
1
8
1
1

Итого

2

Итого

История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Как Иванушка хотел попить водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой океан
загрязняется»

33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
Читательская грамотность
В. Бианки. Лис и мышонок.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Живые грибы.
1
0,5
0,5
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
0,5
0,5
М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
0,5
0,5
Русская народная сказка. Как лиса
1
0,5
0,5
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
Про курочку рябу, золотые и простые
1
0,5
0,5
яйца.
Про козу, козлят и капусту.
1
0,5
0,5
Про петушка и жерновцы.
1
0,5
0,5
Как петушок и курочки делили бобо1
0,5
0,5
вые зернышки.
Про наливные яблочки.
1
0,5
0,5
Про Машу и трех медведей.
1
0,5
0,5
Про медведя, лису и мишкин мед.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
История со словом «дедушка».
1
0,5
0,5
6

Дата проведения
План
Факт

16. Рассказы по картинкам.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
За покупками.
1
0,5
0,5
Находчивый колобок.
1
0,5
0,5
День рождения мухи-цокотухи.
1
0,5
0,5
Буратино и карманные деньги.
1
0,5
0,5
Кот Василий продает молоко.
1
0,5
0,5
Лесной банк.
1
0,5
0,5
Как мужик золото менял.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Как Иванушка хотел попить водицы.
1
0,5
0,5
Пятачок, Винни-пух и воздушный ша1
0,5
0,5
рик.
Про репку и другие корнеплоды.
1
0,5
0,5
Плывет, плывет кораблик.
1
0,5
0,5
Про Снегурочку и превращения воды.
1
0,5
0,5
Как делили апельсин.
1
0,5
0,5
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
0,5
0,5
В. Сутеев. Яблоко.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Найденыш»
1
0,5
0,5
Комплексное задание «Мировой океан
1
0,5
0,5
загрязняется»
Итого: 33
16,5
16,5

Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
мотность

2.

3.

3.

гра-

Итого
Математическая
грамотность

Итого
Креативное мышление
Итого
Финансовая грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
2
1
1

Содержание
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
7

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научно-

1
1

Итого
Естественнонаучная грамотность

4.

Итого
Глобальная компетентность

5.

1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1

Итого

Итого

Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

исследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»

2

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Всего
В том числе
часов
Теория Практика
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0,5
0,5
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Про бобров.
1
0,5
0,5
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
Про крота.
1
0,5
0,5
Про ежа.
1
0,5
0,5
Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
Бобры строители.
1
0,5
0,5
Креативное мышление
История со словом «фотоальбом».
1
0,5
0,5
Рассказы по картинкам
1
0,5
0,5
Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
Банковская карта.
1
0,5
0,5
Безопасность денег на банковской кар1
0,5
0,5
8

Дата проведения
План
Факт

те.
23. Про кредиты.
24. Про вклады.
25. Ловушки для денег.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
Лисьи норы.
1
0,5
0,5
Корень часть растения.
1
0,5
0,5
Занимательные особенности яблока.
1
0,5
0,5
Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Футбол и
1
0,5
0,5
дружба»
Комплексное задание «Случай в гос1
0,5
0,5
тях»
Итого: 34
17
17

Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
1

2.

3.

Раздел
Читательская грамотность

Итого
Естественнонаучная грамотность

Итого
Финансовая грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1

Итого

Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.

Формы внеурочной деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения.

7
9

4.

Математическая
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

5.

Итого
Глобальная компетентность

8
1
1

6.

Итого
Креативное мышление
Итого

2
1
1
2

Итого

Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные
деньги.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских дискуссиях;
Практические упражнения

Комплексное задание «Говорим
на одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.

34

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

Всего
В том числе
часов
Теория
Практика
Читательская грамотность
Про дождевого червяка.
1
0,5
0,5
Кальций.
1
0,5
0,5
Сколько весит облако?
1
0,5
0,5
Хлеб, всему голова.
1
0,5
0,5
Про мел.
1
0,5
0,5
Про мыло.
1
0,5
0,5
История свечи.
1
0,5
0,5
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви.
1
0,5
0,5
Полезный кальций.
1
0,5
0,5
Про облака.
1
0,5
0,5
Про хлеб и дрожжи.
1
0,5
0,5
Интересное вещество мел.
1
0,5
0,5
Чем интересно мыло и как оно «рабо1
0,5
0,5
тает»?
Про свечи.
1
0,5
0,5
Волшебный Магнит.
1
0,5
0,5
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Говорим на
1
0,5
0,5
одном языке».
Комплексное задание «Выбрасываем
1
0,5
0,5
продукты или голодаем?»
Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»?
1
0,5
0,5
Семейный бюджет.
1
0,5
0,5
10

Дата проведения
План
Факт

20. Откуда в семье берутся деньги? Зар1
0,5
плата.
21. Пенсия и социальные пособия.
1
0,5
22. Наследство, вклад выигрыш.
1
0,5
23. На что тратятся семейные деньги?
1
0,5
Виды расходов.
24. Как сэкономить семейные деньги?
1
0,5
Креативное мышление
25. История со словом «почта».
1
0,5
26. Рассказы по картинкам.
1
0,5
Математическая грамотность
27. Расходы и доходы бюджета.
1
0,5
28. Планируем семейный бюджет.
1
0,5
29. Подсчитываем семейный доход.
1
0,5
30. Пенсии и пособия.
1
0,5
31. Подсчитываем случайные (нерегу1
0,5
лярные) доходы.
32. Подсчитываем расходы.
1
0,5
33. Расходы на обязательные платежи.
1
0,5
34. Подсчитываем сэкономленные день1
0,5
ги.
Итого: 34
17
17

11

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».