МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Талицкого городского округа МКОУ «Троицкая СОШ № 62» УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Троицкая СОШ №62" Мусиенко Е. В. Приказ 3108-2 от «31» 08 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (общеинтеллектуальное направление) 1-3 классы Срок реализации: 3 года п.Троицкий 2023 г Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. 2 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить. Формы организации занятий: Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: - осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; - использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 3 - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию; - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; -умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. 4 Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»: - способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); - овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях; - способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию; - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ; - способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; - способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: - умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки; - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей. Содержание программы – 1 класс (33 часа) № Раздел Кол-во Содержание п/п часов 1 Читательская гра1 В. Бианки. Лис и мышонок. мотность 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 В. Сутеев. Живые грибы. 1 Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 1 Е. Пермяк. Четыре брата. Итого 7 2. Математическая 1 Про курочку рябу, золотые и простые грамотность яйца. 1 Про козу, козлят и капусту. 1 Про петушка и жерновцы. 1 Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 Про наливные яблочки. 1 Про Машу и трех медведей. 1 Про медведя, лису и мишкин мед. 5 Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность 3. 4. Итого Естественнонаучная грамотность 5. 6. 7 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 Итого Глобальная компетентность 1 1 1 1 1 1 8 1 1 Итого 2 Итого История со словом «дедушка». Рассказы по картинкам. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик золото менял. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. В. Сутеев. Яблоко. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Найденыш» Комплексное задание «Мировой океан загрязняется» 33 Календарно-тематическое планирование (1 класс) № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Всего В том числе часов Теория Практика Читательская грамотность В. Бианки. Лис и мышонок. 1 0,5 0,5 Русская народная сказка. Мороз и заяц. 1 0,5 0,5 В. Сутеев. Живые грибы. 1 0,5 0,5 Г. Цыферов. Петушок и солнышко. 1 0,5 0,5 М. Пляцковский. Урок дружбы. 1 0,5 0,5 Русская народная сказка. Как лиса 1 0,5 0,5 училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. 1 0,5 0,5 Математическая грамотность Про курочку рябу, золотые и простые 1 0,5 0,5 яйца. Про козу, козлят и капусту. 1 0,5 0,5 Про петушка и жерновцы. 1 0,5 0,5 Как петушок и курочки делили бобо1 0,5 0,5 вые зернышки. Про наливные яблочки. 1 0,5 0,5 Про Машу и трех медведей. 1 0,5 0,5 Про медведя, лису и мишкин мед. 1 0,5 0,5 Креативное мышление История со словом «дедушка». 1 0,5 0,5 6 Дата проведения План Факт 16. Рассказы по картинкам. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 1 0,5 0,5 Финансовая грамотность За покупками. 1 0,5 0,5 Находчивый колобок. 1 0,5 0,5 День рождения мухи-цокотухи. 1 0,5 0,5 Буратино и карманные деньги. 1 0,5 0,5 Кот Василий продает молоко. 1 0,5 0,5 Лесной банк. 1 0,5 0,5 Как мужик золото менял. 1 0,5 0,5 Естественно-научная грамотность Как Иванушка хотел попить водицы. 1 0,5 0,5 Пятачок, Винни-пух и воздушный ша1 0,5 0,5 рик. Про репку и другие корнеплоды. 1 0,5 0,5 Плывет, плывет кораблик. 1 0,5 0,5 Про Снегурочку и превращения воды. 1 0,5 0,5 Как делили апельсин. 1 0,5 0,5 Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 1 0,5 0,5 В. Сутеев. Яблоко. 1 0,5 0,5 Глобальная компетентность Комплексное задание «Найденыш» 1 0,5 0,5 Комплексное задание «Мировой океан 1 0,5 0,5 загрязняется» Итого: 33 16,5 16,5 Содержание программы 2 класс (34 ч) № Раздел п/п 1 Читательская мотность 2. 3. 3. гра- Итого Математическая грамотность Итого Креативное мышление Итого Финансовая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 2 1 1 Содержание Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров. Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам. Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. 7 Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно- 1 1 Итого Естественнонаучная грамотность 4. Итого Глобальная компетентность 5. 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 Итого Итого Банковская карта. Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Футбол и дружба» Комплексное задание «Случай в гостях» 2 34 Календарно-тематическое планирование (2 класс) № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Всего В том числе часов Теория Практика Читательская грамотность Михаил Пришвин. Беличья память. 1 0,5 0,5 И. Соколов-Микитов. В берлоге. 1 0,5 0,5 Лев Толстой. Зайцы. 1 0,5 0,5 Николай Сладков. Веселая игра. 1 0,5 0,5 Обыкновенные кроты. 1 0,5 0,5 Эдуард Шим. Тяжкий труд. 1 0,5 0,5 Про полевого хомяка. 1 0,5 0,5 Про бобров. 1 0,5 0,5 Математическая грамотность Про беличьи запасы. 1 0,5 0,5 Медвежье потомство. 1 0,5 0,5 Про зайчат и зайчиху. 1 0,5 0,5 Лисьи забавы. 1 0,5 0,5 Про крота. 1 0,5 0,5 Про ежа. 1 0,5 0,5 Про полевого хомяка. 1 0,5 0,5 Бобры строители. 1 0,5 0,5 Креативное мышление История со словом «фотоальбом». 1 0,5 0,5 Рассказы по картинкам 1 0,5 0,5 Финансовая грамотность Беличьи деньги. 1 0,5 0,5 Поврежденные и фальшивые деньги. 1 0,5 0,5 Банковская карта. 1 0,5 0,5 Безопасность денег на банковской кар1 0,5 0,5 8 Дата проведения План Факт те. 23. Про кредиты. 24. Про вклады. 25. Ловушки для денег. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Естественно-научная грамотность Про белочку и погоду. 1 0,5 0,5 Лесные сладкоежки. 1 0,5 0,5 Про зайчишку и овощи. 1 0,5 0,5 Лисьи норы. 1 0,5 0,5 Корень часть растения. 1 0,5 0,5 Занимательные особенности яблока. 1 0,5 0,5 Про хомяка и его запасы. 1 0,5 0,5 Глобальная компетентность Комплексное задание «Футбол и 1 0,5 0,5 дружба» Комплексное задание «Случай в гос1 0,5 0,5 тях» Итого: 34 17 17 Содержание программы 3 класс (34 ч) № п/п 1 2. 3. Раздел Читательская грамотность Итого Естественнонаучная грамотность Итого Финансовая грамотность Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 Итого Содержание Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Формы внеурочной деятельности Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Пенсия и социальные пособия. Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. Как сэкономить семейные деньги? Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения. 7 9 4. Математическая грамотность 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Итого Глобальная компетентность 8 1 1 6. Итого Креативное мышление Итого 2 1 1 2 Итого Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научноисследовательских дискуссиях; Практические упражнения Комплексное задание «Говорим на одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?» История со словом «почта». Рассказы по картинкам. 34 Календарно-тематическое планирование (3 класс) № п/п Тема занятия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Всего В том числе часов Теория Практика Читательская грамотность Про дождевого червяка. 1 0,5 0,5 Кальций. 1 0,5 0,5 Сколько весит облако? 1 0,5 0,5 Хлеб, всему голова. 1 0,5 0,5 Про мел. 1 0,5 0,5 Про мыло. 1 0,5 0,5 История свечи. 1 0,5 0,5 Естественно-научная грамотность Дождевые черви. 1 0,5 0,5 Полезный кальций. 1 0,5 0,5 Про облака. 1 0,5 0,5 Про хлеб и дрожжи. 1 0,5 0,5 Интересное вещество мел. 1 0,5 0,5 Чем интересно мыло и как оно «рабо1 0,5 0,5 тает»? Про свечи. 1 0,5 0,5 Волшебный Магнит. 1 0,5 0,5 Глобальная компетентность Комплексное задание «Говорим на 1 0,5 0,5 одном языке». Комплексное задание «Выбрасываем 1 0,5 0,5 продукты или голодаем?» Финансовая грамотность Что такое «бюджет»? 1 0,5 0,5 Семейный бюджет. 1 0,5 0,5 10 Дата проведения План Факт 20. Откуда в семье берутся деньги? Зар1 0,5 плата. 21. Пенсия и социальные пособия. 1 0,5 22. Наследство, вклад выигрыш. 1 0,5 23. На что тратятся семейные деньги? 1 0,5 Виды расходов. 24. Как сэкономить семейные деньги? 1 0,5 Креативное мышление 25. История со словом «почта». 1 0,5 26. Рассказы по картинкам. 1 0,5 Математическая грамотность 27. Расходы и доходы бюджета. 1 0,5 28. Планируем семейный бюджет. 1 0,5 29. Подсчитываем семейный доход. 1 0,5 30. Пенсии и пособия. 1 0,5 31. Подсчитываем случайные (нерегу1 0,5 лярные) доходы. 32. Подсчитываем расходы. 1 0,5 33. Расходы на обязательные платежи. 1 0,5 34. Подсчитываем сэкономленные день1 0,5 ги. Итого: 34 17 17 11 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5